Яндекс.Метрика

Продавец искусств

Продавец искусств

ТАТУ ИХ!

Две скрипачки, одетые как «татушки», наяривали Вивальди прямо на полевом стане. Механизаторы глушили свои сельскохозяйственные машины и бежали посмотреть на это чудо. Но их опередили доярки. Недоеная скотина недовольно мычала – буренки тоже хотели на концерт. А у импровизированной сцены уже бесновался пастух Викентий – большой поклонник самодельных спиртных напитков и искусства, разносящегося по окрестностям. На скрип скрипок так и перла сельская молодежь, на ходу надевавшая кирзовые сапоги на высоком каблуке. И только один человек был невозмутим и спокоен как скала. Он тихо стоял в сторонке, где, скромно потупив очи, в одиночку гордился происходящим.

Концерт подходил к концу. Скрипачек долго не отпускали, громко кричали слово из трех букв – «бис». Затем, по славной традиции, завалили артисток букетами конопли. А человек-скала размышлял о том, в кого переодеть в следующий раз хористов из Саратова. Может, под Виа-гру закосить? А что – простой люд сиськи любит.

...Переодеть двух скрипачек в «татушек», перед тем как выпустить на сельскую сцену, предложил недавно министр областной культуры Михаил Брызгалов. На круглом столе обсуждалась проблема окультуривания нашей деревни, чему, по мнению выступавших, сильно мешает телевидение в целом и группа «Тату» в частности. Ее влияние было названо пагубным. Тогда-то Михаил Аркадьевич и посоветовал коллегам использовать имидж «татушек» в мирных целях и в подтверждение слов показал свою настольную книгу «Как продавать искусство».

И ведь прав министр. В этой ситуации можно убить обоих зайцев. С одной стороны, стошнит поклонников «Тату», когда они увидят, что их кумиры лабают на скрипке. С другой – произойдет приобщение масс к классической музыке. Воистину важнейшим из искусств сегодня является умение его продать.

ТРУБАЧ НА КРЫШЕ

Михаил Брызгалов родился в 1964 году в г. Саратове. Правда, тогда он еще не понимал, в каком именно г. Но с годами и высокими должностями пришло четкое осознание того, что Саратов – город с большими культурными традициями.

В 1990 году окончил Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова по специальности «труба», что впоследствии, когда его назначили министром, дало основание злым языкам каламбурить относительно того, что теперь дело нашей культуры – музыкальный инструмент из пяти букв.

Свою трудовую деятельность Брызгалов начал преподавателем Центральной детской музыкальной школы г. Саратова, затем преподавал в Саратовском музыкальном училище. В 1986 году был принят на работу в симфонический оркестр Саратовской областной филармонии. В 1994 году назначен на должность директора симфонического оркестра филармонии, а в 1996 году – на должность заместителя директора филармонии по концертной работе.

Через два года Брызгалов уходит во власть конкретно – назначается на должность консультанта по международным программам в области культуры и искусства управления культуры администрации г. Саратова. Работал в минкультуры.

В декабре 2001 года он становится директором областной филармонии. А в 2003 году, на следующее утро после дня дураков (видимо, чтобы назначение не воспринималось как шутка), заделался министром культуры Саратовщины.

Правда, некоторые работники культуры как министра Брызгалова не воспринимают. Им он запомнился в первую очередь как мастер вовремя включить фонограмму да еще проведением студенческих весен и прочих самодеятельных праздников. Утверждают даже, что самодеятельных артистов он любит куда сильнее профессиональных. По крайней мере, любимчиков среди любителей у него больше. Их и представляет пред светлыми очами губернских властителей, когда тем хочется чего-нибудь этакого.

Забравшись на вершину и оглядываясь назад, как бы просматривая свою непростую трудовую карьеру, Михаил Аркадьевич утверждает, что культурой занимается уже 24 года, ибо первая запись в его трудовой книжке была сделана, когда будущему министру стукнуло 16 годков. С той же вершины уровень культуры в Саратове привиделся ему очень высоким:

– Город может смело бороться за звание культурной столицы Поволжья!

Ага. Кимоно вот только по размеру подберем...

МАРШ-ПАРАД ВПРИСЯДКУ

Уж как радовался назначению Брызгалова художественный руководитель филармонии Анатолий Катц:

– Я считаю, это абсолютно справедливое назначение. Во-первых, по профессии он – музыкант, трубач. Во-вторых, у него большой опыт административной работы, который он получил в министерстве культуры при бывших министрах – Земцове и Лотареве. От имени коллектива филармонии хочу сказать, что мы, с одной стороны, жалеем, что лишились директора, а с другой, радуемся, так как он как никто другой знает, что нам на самом деле нужно. Чуть-чуть мы здесь просматриваем и свои корыстные интересы.

Надо полагать, опыт работы был бы еще более ценным, если б Брызгалову довелось поработать в одной упряжке с Юрием Грищенко. Тот тоже знал, что нужно культурным местам города. Ну, и про корыстные интересы не забывал.

Вообще после Грищенко на этот пост (и. о. Юрий Кравец не в счет, ибо Владимир Марон не раз говорил, что полноценным министром ему не стать) мог прийти только абсолютно бескорыстный человек, ведь внимание к тому, чем занимается главный в области по культуре, теперь усиленное. Однако Михаил Аркадьевич пришел. Больше того, взялся продавать искусство и фонтанировать оригинальными идеями.

К одной из них следует отнести первый в истории Саратовской губернии марш-парад сводного духового оркестра области. Брызгалов заявил тогда об участии 450 музыкантов из 16 духовых оркестров. На будущий год министр пообещал удвоить количество музыкантов, а число участников хора – довести до тысячи человек.

А чтоб совсем поразить воображение зрителей, предлагаем провести не просто марш-парад, а марш-бросок вприсядку с одновременным исполнением залихватских композиций. И чтоб пели. Все. Даже трубачи не должны филонить.

ВСЕМ СПАТЬ!

Надо думать, радость от назначения у Брызгалова быстро улетучилась, когда пришлось пообщаться с куратором отрасли – Владимиром Мароном.

Когда Брызгалов сделал на совещании облправительства свой первый доклад, Марон посчитал его некачественно подготовленным. Причину увидел в низком уровне профессиональной образованности сотрудников минкульта. Раскритиковав, Владимир Михайлович добавил:

– Я хочу, чтоб вы поняли, где вы находитесь. Это не середина пути. Это начало.

А вскоре Михаилу Аркадьевичу пришлось отчитываться перед куратором за свою командировку во Францию. Что делал, каких договоренностей достиг...

Как местная власть относится к культуре, говорить не приходится – сами знаете. И все же позволим себе привести пример, доказывающий, в каких нечеловеческих условиях приходится работать интеллигенции от культуры.

Осенью прошлого года на расширенном заседании коллегии министерства культуры обсуждался вопрос «80-летие саратовской театральной школы. Традиции и перспективы развития». В мероприятии участвовали губернатор Дмитрий Аяцков, члены правительства области, депутаты облдумы. Тогда ректор консерватории Анатолий Скрипай предложил губернатору возглавить попечительский совет консерватории или театрального факультета. Аяцков сказал, что даст положительный ответ, но для этого нужно создать университет, потратив на это год с хвостиком. Кроме того, по выражению губернатора, нужны одержимые люди, готовые бороться с бюрократическим аппаратом и «спать около дверей чиновников».

Спать, весело виляя хвостом, встречать хозяина, брать пищу из его рук, лизать ноги, облаивать недругов и снова спать? Получается, что так. Но когда в таком случае делами заниматься? Отчитывался давеча Брызгалов по памятникам старины, зарегистрированным на территории области, и выяснилось, что за последнюю пятилетку три из них куда-то уволокли. Проспали?

ЧЬЯ БЫ КОРОВА МЫЧАЛА

Министр Брызгалов сегодня думает о многом:

– Российским правительством готовится законопроект об изменении системы финансирования бюджетной сферы. Деньги будут даваться только на воплощение конкретной жизнеспособной идеи, оцененной специальной конкурсной комиссией. Мы готовим документ о губернаторской грантовой поддержке как минимум двух симфонических оркестров: филармонического и коллектива оперного театра. Одна из приоритетных задач – не дать этому направлению умереть.

Собственно каждый нищий, по логике Брызгалова, имеет право на получение гранта. Чтоб воплотить свою главную идею – пожить еще чуток.

А на уже упоминавшемся круглом столе «Культура на селе: состояние и тенденции развития» министр культуры Михаил Брызгалов интересовался у директоров ДК, музеев и театров, что они могут предложить сельскому жителю. Ответами был не всегда доволен, потому и сказал, что необходим «мониторинг культурных потребностей» селян.

К примеру, село совершенно не охвачено киноновинками. Сельчанам зачастую представляют старые киноработы на ветхом оборудовании. Также было отмечено, что жители сел плохо информированы о новинках искусства. На дворе двадцать первый век, а информация о предстоящих мероприятиях передается из уст в уста!

– Однако пути культурного оповещения населения прорабатываются, – обнадежил министр.

Да прилепи ты афишу на корову и прогони по деревне! Или на сайте деревни информацию размести. Хотя корова понадежней будет...

P. S.

– Лукьяныч, тебе чего хочется из культуры увидеть?

– Бутылку самогона.

– Ну, скажи серьезно. Тут люди интересуются.

– Что за люди?

– А из министерства культуры. Они тут мониторинг проводят.

– Воруют, что ли?

– От темный ты человек! Население опрашивают. Кому чего хочется увидеть, услышать. Потом привезут.

– Увидеть я бы хотел дочку председателеву. Голую.

– Да ну! Тебе все хиханьки. А тут дело серьезное!

– Ладно. Передай, что хочу послушать оперу Бизе «Кармен».

– Лукьяныч, на тебе бутылку, ступай с богом. Меломан хренов...


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 32 (94), 20-26 августа 2004 г. 


Автор статьи:  Максим ХЛЕБНИКОВ
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: