Яндекс.Метрика

Музеи превращаются в театры

Музеи превращаются в театры

Признаюсь: я всегда относилась к музейным профессиям не без доли скепсиса. Музеи и все с ними связанное представлялось мне чем-то консервативным, закостеневшим, даже, не побоюсь резкого слова, мертвенным. Нет, я, конечно, понимала: музеи – хранители древности, истории, гаранты того, что не оборвется связь времен. И все же. За исключением художественных галерей в музеи я ходить не люблю, и потому задание редакции посетить два энгельсских музея восприняла как тяжкий оброк. И как выяснилось несколько позже, я здорово заблуждалась.

Музей Льва Кассиля понравился мне с первого взгляда уже тем, что меньше всего был похож на эдакий уныло-торжественный дом-мемориал, где пылится стол, за которым когда-то работал знаменитый писатель, где выцветшими пятнами «красуются» на стенах старые фотографии, где мухам и то, кажется, лень летать, настолько уныла атмосфера тщательно воссозданной старины. Музей автора «Кондуита и Швамбрании» больше напоминал какой-то сказочный городок, чем усадьбу, открытую для экскурсий. Одна комната, правда, была и впрямь обставлена той мебелью, что служила семейству Кассилей, зато все остальные были похожи на страницы волшебных книг. Имелся тут и класс в «кондуитском» стиле, с рядами абсолютно-дореволюционных по виду парт, с прижизненными изданиями Кассиля с рисунками Кукрыниксов и Нади Рушевой на тему Швамбрании. В другой комнате полстены занимала карта фантазийной страны Синегории и штурвал корабля, призванного унести в эту страну любого человека, верующего в чудо. В третьей располагалась маленькая выставка одного из местных художников. Музеям надо выживать, и выставки «не по теме» позволяют сотрудникам как-то сводить концы с концами, подумалось мне. Впрочем, общение с директором музея заставило меня и на эту проблему посмотреть по-новому. Оказывается, при желании можно очень даже органично сочетать зарабатывание денег, деятельность в своем личном духовном пространстве, да еще и работу на благо земляков уже отнюдь не только в музейном, но и в городском масштабе.

Скажите, вы часто видели директоров, над столами которых висят таблички с определением «заводила»? Я – тоже. Серьезным, почтенным людям подобное представляется каким-то детским, легкомысленным. А вот здешний директор Наталия Григорьевна Мещерякова детскости не боится. Поэтому и табличку такую над своим рабочим местом водрузила, и праздник «Виват, Швамбрания!» придумала. Вот уже свыше десяти лет ежегодно в день рождения Кассиля 10 июля в Энгельсе устраивается детский карнавал, собирающий мальчишек и девчонок не только из родного города писателя, но и поклонников его книг из Саратова, Маркса, других городов и городков губернии. Симпатичная молодая дама – директор городского дома культуры – ежегодно исполняет на этом празднике роль королевы Швамбрании, приплывая в страну детства на корабле. Дети в этот день получают в подарок мороженое или апельсины, а на так называемой упоительной поляне горожан бесплатно угощают лимонадом. Почти все участники праздника уносят домой на память милые и добрые сувениры. А сколько театрализованных представлений бывает в этот день! Взрослые, кстати, попасть туда, где веселятся дети, могут, только предъявив строгой «таможенной службе» входной билет в виде танца или исполнения детского стихотворения, или прыжков через скакалочку. Ежегодно злодействуют на этом празднике и силы зла. Всяческую жуть изображают когда настоящие актеры, а когда и сами ребята. Разумеется, масштабным праздник не получился бы без помощи спонсоров. За прошедшие годы партнерами и друзьями музея по организации карнавала стали и Саратовский театр оперетты, и библиотека имени Кассиля, и саратовская общественная организация «Синегория», и хореографическая студия «Гран-па», и многие, многие другие. Придумав праздник и сделав его одной из своих визитных карточек, музейщики очень естественно расширили круг своих друзей. Согласитесь, что к людям, создающим подобное, хочется прийти хотя бы из интереса. Интерес перерастает в симпатию, а там и до любви рукой подать. Вероятно, из стеснения директор умолчала о том, что программа «Виват, Швамбрания!» неоднократно получала разного рода призы. Я узнала об этом позже, уже покинув уютный особнячок. А, между тем, это ведь очень важный факт: кассилевский карнавал был признан лучшим на фестивале «Праздник детства», посвященном 200-летию губернии, а также завоевал первый приз на Параде культуры в Энгельсе. Музей и карнавал – никогда не предполагала, что это может сопрягаться. Оказывается, может, да еще как!

– Сегодняшнее время требует от музейщиков уже не только или точнее не столько архивной работы, сколько деятельности среди людей, в самой гуще их жизни, их проблем, – размышляет Наталия Григорьевна. – Значимость и жизнеспособность музея определяются тем, способно ли учреждение культуры стать форумом, где на равных соседствуют события прошлого и события настоящего. Умно работающий музей может и должен служить мостом между временами.

Когда Левушка Кассиль был еще маленьким мальчиком, у дома его отца часто останавливались свадебные кортежи – так новобрачные демонстрировали свое уважение к человеку, который являлся одним из лучших в городе врачей-акушеров, родовспомогателей, как говорили в старые времена. Вспомнив о трогательной традиции, музей стал встречать молодые пары, приезжающие из загса. А первого сентября «кондуитский» старинный класс с маленькими черными партами заполняют современные школьники.

Как абсолютно западную, очень демократичную по своему духу, я бы определила акцию под интригующим, пожалуй, даже парадоксальным названием «Музейные пикники». Ее организовал энгельсский музей краеведения. Музеи дружат. И «кассильцы» принимали в ней самое активное участие. Музейный пикник – конкурс проектов под открытым небом. Горожане приходят семьями, устраиваются на зеленой лужайке и делятся своими мыслями, идеями на темы культуры. Если проект интересный, он неминуемо получает поддержку спонсоров, формирует вокруг себя общественный интерес. Сравнительно недавно музейщики провели замечательную экологическую акцию «Даешь Кирпичный!». В районе названного завода всяческих свалок немерено. И добровольцы нашлись: люди вывозили горы мусора, благоустраивали окрестности, и никого не занимало, что это не его район. Главное, что общий город. Музейщики, впрочем, умудрились придать шарм литературности даже этой акции. Они вспомнили один из рассказов друга Льва Кассиля писателя Джанни Родари о том, что мир оказался настолько за-грязнен разного рода бутылками, что люди даже стали жить в них. И этот рассказ, запущенный в народ, позволил веселее работать.

В старинном особнячке часто проходят выставки детских рисунков, бывают и очень интересные экспозиции из фондов музея Федина, филиалом которого и является дом Кассиля. Было бы неправдой утверждать, что музей не ведает никаких проблем. Их хватает, но важно то, что маленький провинциальный музей в провинциальном городе живет отнюдь не провинциально, не умирает от скуки, от бедности, бессмысленности и затхлости существования. И в нем, и вокруг него кипит жизнь. В свое время семья Кассиля очень опасалась открытия музея, того, что имя любимого человека окажется «засушенным» и «законсервированным». По их собственному признанию, предположения не сбылись. Сам замечательный остроумец и насмешник Лев Абрамович, думается, оценил бы и карнавал, придуманный по его книге, и многие художественные выставки, проходящие в музее. Вернисаж московского художника, бывшего жителя Энгельса, Сергея Любаева ему бы скорей всего понравился. Вернисаж состоял из одних автопортретов – философских, гротесковых, юмористических, сатирических, подчас очень жестоко обнажающих душевную суть автора.

По своим объемам музей Кассиля – сущая игрушка в сравнении с музеем краеведения. Находящийся в самом центре города краеведческий обладает и куда большими площадями, чем «кассильцы», и штатом (почти 50 человек по сравнению с пятью), но и большими проблемами. Если старинная мебель или фотографии в каких-то особых условиях хранения не нуждаются, то уникальные археологические или этнографические коллекции куда как капризнее: и влажность, и температура воздуха должны соблюдаться со сверхточностью – в противном случае от экспонатов останется лишь горстка солей или пыли. Старинные картины нуждаются в реставрации, а все это вместе – и реставрация картин, и хранение коллекций – требует средств. И средств серьезных. Нынешнее бюджетное финансирование позволяет обеспечить только зарплату сотрудникам и наличие охраны. На все остальное – оснащение фондов, покупку мебели, витрин, проведение разного рода экспозиций – деньги приходится зарабатывать самим музейщикам. По образному выражению директора музея Ольги Карповой, сейчас наступило время многоканального финансирования, время, требующее большой мобильности, предприимчивости, творчества. Вот уже на протяжении нескольких лет музей – постоянный участник разного рода творческих проектов и конкурсов, на его счету несколько Соросовских грантов, один президентский, один института имени Гёте. Но кроме чистого зарабатывания денег во имя сохранения имеющегося наследия, музейщики должны думать и о том, как, собственно, демонстрировать свои богатства посетителям. Да, да, сегодняшнее время требует от краеведов качественно нового подхода. Классический, пожалуй, даже аскетический стиль прежних экспозиций уже никому не интересен. Будучи историком и менеджером по образованию, Ольга Карпова вывела для себя следующую закономерность: даже самая оригинальная раритетная вещь вызывает у посетителей музея не очень большой интерес, если она недостаточно эффектно «подана». И напротив, внимание к предмету старины возрастает, если он демонстрируется в неординарной среде, в оригинальной интерпретации.

Современный музейный язык все явственнее обзаводится приметами театральности, экспозиции выстраиваются как мизансцены. Готовя выставку картин живописца Якова Вебера, музейщики не ограничились одним вернисажем. Они сделали своеобразную инсталляцию. Живопись Вебера, вдохновенного певца Волги, соседствовала с живым песком, с мусором, уродующим красоту волжских берегов. Таким образом, вернисаж приобрел социальное наполнение, стал не просто гимном красоте, но и предостережением: наша великая река-кормилица в опасности!

Акцию «Ночь музея» краеведы провели в рамках дня города. На свой страх и риск. Было совершенно непонятно, придет ли кто в музей в девять вечера. Народу пришло достаточно, и выставка фотографий, привезенных музейщиками из Москвы, имела успех. Особенно порадовало, что ночь в музее привлекла немало молодежи.

Сейчас в музее краеведения работает экспозиция, на которой представлена соляная эпопея города Энгельса, урожденной слободы Покровской. Готовя ее, музейщики столкнулись с тем, как убийственно мало материала на темы соляного промысла. И потому опять-таки пришлось импровизировать. Портретов «соляного главнокомандующего» тех времен не сохранилось, и потому профиль господина Чемодурова пришлось вырезать из черной бумаги. В центре экспозиции оказалась помещена гора настоящей покровской соли – блестящей, как слюда, крупнокристальной. Многие из посетителей не могут удержаться от искушения и пробуют соль на вкус. Ходят версии, что она пахнет малиной и фиалками.

Еще более экстравагантной получилась выставка «Хроника города ангелов». Нет, речь не о Голливуде, а об Энгельсе. Музейщики поиграли со словами – Энджелс-ангел и Энгельс-город. Примерно десятку человек было предложено пофотографировать родной город, самые его символичные места, самые близкие сердцу сюжеты. Из множества взглядов появилась настоящая фотомозаика родного края. Интерес к хронике оказался очень большим.

Как видите, в работе современного музея причудливо соединяются классика и авангард, карнавальность и видеоарт. Будущий год для обоих учреждений культуры юбилейный. Крае-веды отметят 80-летие своего детища, а «кассильцы» – 100-летие со дня рождения автора Швамбрании. Так что работы впереди – не счесть. И проблем наверняка тоже. Но не может не радовать то, что эти два столь разных по сути музея очень похожи в одном: они живые, яркие, органично меняющиеся в стремительно преобразующемся мире. И потому есть все основания сказать, что они не выживающие, а полноценно живущие, находящие свой путь к посетителям, играющие, но не заигрывающие с ними, надевающие подчас карнавальные маски, но не теряющие своего лица.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 34 (96), 3-9 сентября 2004 г. 


Автор статьи:  Светлана МИКУЛИНА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: