Джаз над Волгой
Часто, говоря о городе, его пытаются как-то индивидуализировать: рыбная Астрахань, «город невест» Иваново, интеллигентский Питер, туманный Лондон, купеческий Саратов. Правда, в последнее время рядом с именем нашего города появился новый эпитет – джазовый. О том, что Саратов – город генетически джазовый, говорили все участники только что прошедшего у нас фестиваля «Джаз над Волгой». Этот фестиваль – своеобразное продолжение джазового концертного абонемента в филармонии и еще один этап на пути создания профессиональной джазовой сцены в городе.
ГЕНЕТИКА И ЭСТЕТИКА
Первый профессиональный джазовый фестиваль в Саратове – это результат давней дружбы и сотрудничества художественного руководителя этого и еще многих других фестивалей по всей России Даниила Крамера и руководства саратовской филармонии. На самом деле организация фестиваля – дело многотрудное и многозатратное, и, возможно, ничего и вовсе бы не получилось, не будь у Саратова необходимых предпосылок. А они были: «Hennessy-тур» Игоря Бутмана, концерты Игоря Брилля, вечера джаза с Даниилом Крамером – постоянные аншлаги, подтвердившие интерес саратовской публики к джазу.
Хотя мне кажется, называть Саратов одной из джазовых столиц пока еще рано. Генетическая предрасположенность – это хорошо, но, как и любое заложенное качество, джазовая природа нашего города требует кропотливой работы над предметом и возможности расти и развиваться. Как совершенно справедливо заметил Даниил Крамер, «джазу нужна сфера существования». Саратов уже дал российскому джазу немало отличных музыкантов: Борис Золотарев, Николай Левиновский, Михаил Агрэ, Сергей Пронь, – но разве они в Саратове? Нет, они там, где могут постоянно совершенствовать свое искусство, профессионально расти и выступать. Увы, но для джаза в Саратове нет ни клубной среды (пару раз в этом направлении пытался работать «Гранд Мишель», но так и заглох), ни сценической (кроме площадки самой филармонии). Где же выступать музыкантам и поддерживать свой уровень? Откуда взяться успехам, провалам, наконец, урокам, вынесенным из опыта сценических выступлений? Профессионализм саратовских музыкантов во многом зависит от уровня развития социума, а здесь вклад Даниила Крамера и руководства филармонии в создание постоянной площадки для выступлений и поддержание интереса к джазу поистине неоценим.
Еще одна не менее важная проблема – отсутствие грамотного менеджмента. Но это уже общероссийская беда. Между тем, музыкальным коллективам как воздух необходимы профессиональные менеджеры, которые могли бы обеспечить их контрактами и создать условия для профессионального развития музыкантам. Впрочем, за этим – будущее, надеюсь только, что не очень отдаленное. Ну, да хватит о грустном, повод-то для статьи более чем радостен – фестиваль!
БУЙСТВО МУЗЫКАЛЬНЫХ КРАСОК
Как сказал Даниил Крамер: «Фестиваль – это еще одна яркая форма существования джаза, это парад талантов, стилей, джазовых эпох, различных взглядов на джазовое исполнительское искусство». Именно по принципу разнообразия, как стилевого, так и «калибра» музыкантов, Даниил Крамер подбирал участников действа. В результате классический джаз смешивался с популярными рэгтаймами, диксиленд звучал на равных вместе с «латиной», джаз-роком, фанком и этно-джазом. Чем хорош фестиваль, так это тем, что там каждый может найти что-то свое: кому-то пришлись по вкусу музыкальные эксперименты трио Вячеслава Горского, их шаманские индийские композиции или зажигательная «латина», кто-то (например, две пожилые дамы, мои соседки по зрительному залу) был в восторге от американского джаза 30 – 40-х годов и стоя аплодировал «The Moscow Ragtime Band» и обаятельному солисту Константину Гевондяну, а кого-то покорили импровизации и вокал Анны Королевой.
Настоящим сюрпризом и открытием для саратовской публики стал ансамбль «The Moscow Ragtime Band». Он представляет собой традиционный диксиленд – труба-тромбон-кларнет-туба-гитара-ударные, а уж играет самый настоящий новоорлеанский, гангстерский джаз, лиричный, задорный и душевный! В пресс-релизе, предварявшем фестиваль, говорилось, что «молодые музыканты играют джаз так, будто они только что вернулись на машине времени из Америки эпохи сухого закона». Это не так, вернее, не совсем так. Они не играют джаз, они его представляют, ухитряясь как-то совмещать потрясающую музыкальность с чисто театральными элементами, даже самую простую песенку обыгрывая жестами, мимикой, короткой пантомимой. И вся эта клоунада ничуть не мешает им играть традиционный добротный диксиленд с собственными, порой весьма смелыми аранжировками.
Фестиваль – явление по определению демократичное, где каждый в конце концов услышит что-либо персонально для себя, например, старые джазовые фаны и молодежь оживились, когда на сцену вышло трио Вячеслава Горского. Горский считается одним из лучших клавишников страны, многие его помнят по работе в группе «Квадро», сегодня же в составе его трио известные российские музыканты: Алексей Лебедев (бас-гитара) и Руслан Капитонов (барабаны). Трио постоянно гастролирует по странам Европы и Азии, может быть поэтому в их музыке так много самых разных ритмов: страстные латиноамериканские нотки, медитативные индийские мелодии, этническая музыка, фанк, рок.
«Всю свою жизнь человечество воспитывает и само воспитывается вместе со странными людьми, которые не сеют хлеб и не делают железо, они занимаются только одним – воспитывают наши души, без которых мы перестаем быть людьми», – так определил Даниил Крамер миссию свою и своих коллег-музыкантов. Почаще бы к нам такие воспитатели захаживали.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 8 (120), 4-10 марта 2005 г.
Автор статьи: Елена АСАНОВА
Рубрика: Культура