Русские и богатые
Не знаю, почему в разгар праздников меня потянуло на такие мысли. Может потому, что в последний рабочий день наткнулась в Интернете на интересную полемику по поводу бедности и богатства. Мне, вообще, всемирная паутина множество интересных идей и тем подкидывает. Кто в инете знакомится, кто – «чатится», кто – сделки проворачивает, а я все больше читаю. Вот что я вычитала на этот раз.
Вопросом «Если мы такие умные, то почему такие бедные?» хотя бы раз в жизни задавался каждый человек, адресуя его то себе (рефлексия подобного рода более свойственна интеллигентным натурам), то другу Пете (если уж очень доставал умствованиями на тему, как стать богатым). По моему мнению, слухи об уме русского человека сильно преувеличены. Мы только думаем, что очень умные, а ум-то у нас весьма специфического свойства. Как справедливо заметил академик Игорь Бестужев-Лада, «у русских рождаются гениальные идеи, но «до ума» они, как правило, доводятся в других странах и экспортируются обратно. Русский ум не имеет себе конкурентов, когда речь идет о проблемах мироздания или загадках души, но там, где дело касается последовательности, распорядка, обязательности, мы проигрываем чуть ли не всем остальным народам». Все верно. Наш человек, сам находясь на грани нищеты и прозябания, может часами рассуждать о бедственном положении негров в Америке или решать проблемы глобальной экономической интеграции, забывая при этом подмести в собственном подъезде. Ну, да о разрухе в головах и до нас с вами не самые глупые люди говорили, мы сейчас о другом.
Интересно, что понятия «русский человек» и «богатый человек» не отождествляются даже в сказках, где, казалось бы, выдумывай – не хочу. Но в русских сказках и былинах нет идеи богатства. Если герой сказки совершает подвиги или отправляется в путешествие, то все это не ради золотых гор, а ради, например, спасения другого человека или поиска какой-нибудь диковины типа райских яблочек, или пуще того, ради самопознания. Ведь нет ни одного персонажа западных сказок, который бы, не найдя себе применения в родном углу, отправился бы мир посмотреть, себя показать, авось, где и пригодится. Кстати, на нашего Ваньку богатство, в результате, совершенно случайно сваливается: и невеста, и полцарства в придачу. Культурологи говорят, что отторжение идеи богатства в нашей культуре обусловлено географическими особенностями. Во-первых, климат. Каждый день – новая погода, невозможно жить стабильно в таких условиях, и как следствие – невозможно делать накопления. Во-вторых, огромные пространства и постоянные перемещения. Символ русской культуры – конь. Это значит путь, дорога... Разве можно взять с собой в дорогу много богатства?
Если посмотреть на проблему под другим углом зрения, то корень зла зарыт в нашей психологии. У нас психология временщика. В этом была абсолютно убеждена примерно половина участников дискуссии во главе с Владимиром Потаниным: «Если у людей, начиная от руководства страны и заканчивая рабочими с завода, главенствует убеждение, что все временно и никому в будущем это не нужно, тогда развал-то и начинается! Крупные руководители начинают думать о своих амбициях и корыстных интересах, а рабочие – таскать детали».
В чем суть русского характера, спросите вы? Да сами и ответите. В противоречии. Когда светлый ум соседствует с неодолимой ленью, отвага и решимость – с нежеланием лезть не в свое дело. Взять тот же пресловутый завод. Если он загорится, народ побежит его спасать, тушить, часто рискуя жизнью. Герои. А если не случится пожар? То растащат весь завод потихоньку до последней гайки и будут так же счастливы. Правильно говорят, что русские только на войне и на пожаре хороши. Подхватятся, и ну шарашить, пока последний враг не будет повержен или последняя головешка на издохе не зашипит. А вот распределить боевой энтузиазм на обычную жизнь пока не получается.
Помните, в начале 90-х все обожали рассуждать о менталитете. Модное словечко мгновенно освоили все слои населения, от бабок у подъезда до топ-менеджеров крупных компаний, а политики так вообще крыли этим словцом направо и налево. И в самом деле, ментальность у каждого народа своя, у русских ее своеобразие заключается в том, что мы претендуем на возвышенное, не обращая внимания на реальное. Наша энергия тратится на абстрактную духовность. Мы читаем Толстого, слушаем Чайковского, восхищаемся пейзажами Левитана, а в подъездах у нас стоит запах, какой у западного человека в туалете не унюхаешь.
Над проблемой нашей бедности, а в России большая часть населения ни в какие времена не жила «богато», раздумывали и историки, и философы. Они, кстати, склоняются к мысли, что Россия – это своеобразный полигон, где отрабатываются новые взаимоотношения – этнические, этические, конфессиональные... Был бы состав России более однородным, мы бы давно жили хорошо. Если бы отдельные области сделать государствами, они бы через пару лет стали бы процветающими странами, ну, по крайней мере, жили бы не хуже, чем в Польше. Но сегодня в России совладать со всеми религиозными и этническими противоречиями мы просто не в силах. Конечно, сейчас любая страна становится все больше и больше многонациональной, но если в других странах к сплоченной единой нации добавляются иные национальности, то у нас они были перемешаны изначально, да так, что до сих пор не выработали четких правил сосуществования.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 9 (121), 11-17 марта 2005 г.
Автор статьи: Елена АСАНОВА
Рубрика: Общество