Яндекс.Метрика

Раздеться может каждый

Раздеться может каждый

Весна наступает, но как-то спорадически. То мороз, то оттепель, гололед, потом гололедица, а это разные явления. Фигурные танцы прохожих на городских тротуарах увеличивают число пациентов травмпунктов. Сосульки как ракеты класса «крыша-земля» нередко срываются со своих позиций. Уже реальна угроза интенсивного паводка. Карантин по ОРЗ продолжается. Все это регулярно освещается местными телеканалами, где самой знаковой фигурой стал начальник метеослужбы области. Великий пост начался, и вообще радостное наступило время.

Такой массированной атаки телесериалов на центральных каналах не было давно. Судя по сериалам, мы живем в стране, где сплошь благополучные люди в современных квартирах, иномарки подъезжают к элитным домам и к дворцам-дачам в пригородах. Где существуют только два города, в которых и происходят основные события почти всех сериалов. Если в далеком будущем попытаются определить, в какое время развивается действие, то только портреты президента, обязательные в каждой серии, дадут некоторую подсказку. Вот такая точка отсчета.

Нет, уж лучше смотреть новости. Особенно местные, где хоть какие-то реалии прорываются на экран. Надо отметить, наши телеканалы достаточно интенсивно работают, освещая областные события, но крен в сторону новостей из Саратова явно присутствует. «Вести» канала ГТРК полно и объемно информируют зрителя о различных переменах в политической и общественной жизни, не забывая и новости культуры. Отрадно, что в эфирное время органично вкрапливаются сюжеты, посвященные юбилею Великой Победы, где ветераны доносят до зрителя живую память истории. Запомнился сюжет, а вернее, мини-фильм из цикла «Память сердца. Письма с фронта» с его задушевной интонацией, проникнутой любовью и уважением к героям, к их нелегкой судьбе. Несколько снижает степень доверительности бесстрастное чтение закадрового текста, чуть-чуть теплоты не помешало бы. Но все равно, это одна из пронзительных работ на канале «2-я Садовая».

Наметилось несколько подходов в освещении предстоящего Дня Победы. Например, в одном случае журналист, захлебываясь от восторга, сообщает о будущем суперграндиозном шествии колонн оркестров по улицам города. Такое супершоу, где увеличение количества участников, по замыслу организаторов, должно усилить эмоциональное впечатление. Но это вряд ли. Очередной приступ гигантомании – мы опять впереди всех. Но вот другой подход. В поселке близ областного центра вот уже четвертый год нет питьевой воды, да и вообще никакой. Зимой его жители, в основном пенсионеры и ветераны, растапливают снег. А что будет летом? В сюжете называется скромная цифра затрат на починку водовода – 90 тысяч рублей. Но это же не оркестр, на который не жалко потратиться. А согласитесь, что шум струи воды, льющейся в ведра, для этих ветеранов куда более приятней, чем отдаленные звуки музыки. Жесткий сюжет. Грамотно организованный и четко выявляющий суть происходящего. Его несколько раз повторили в новостных блоках. Может, хоть что-то изменится. Чувствуется, что авторы будут следить за развитием событий, и зрители тоже будут ждать реальных результатов.

Как-то странно смотреть сюжет на одном из каналов о выставке кулинарных изделий на военную тематику. Ну, типа пирожное-танк или что-то в этом духе. Не хватало еще увидеть торт «Штурм рейх-стага». А что? При наших традициях вполне возможно. Зрители старшего поколения наверняка вспомнят бум к юбилею Октября с той же цифрой. С упоением показывали и рассказывали о котлете «Залп Авроры» (и ведь стреляла горячим маслом, зараза, при ее вскрытии). А колбаса, при поперечном разрезе которой четко читалась цифра 60? Так что все возможно.

Огорчает, что «Вечерний звон» стал звучать более заунывно. Приглашенные в студию гости, особенно официальные лица, скорее отчитывались в духе служебного доклада о проделанной работе. А если речь шла о медицине, то преобладали узкоспецифические рекомендации, которые более уместны при личном приеме. Из атмосферы передачи исчезло живое общение, заинтересованный диалог ведущих и участников. Передача «Экспромт» сменила свое название на «Саратовские переборы», по сути оставаясь прежней как по своей стилистике, так и по творческому решению. Стоило огород городить, ничего ведь не изменилось. Автору иногда надо более тщательно готовиться к общению со своим героем. А то назвал в беседе с одним из них гениального французского математика Ферма итальянцем. А сам сюжет был любопытен, лишний раз подтверждая равнодушие официальных инстанций к самобытным исследователям. Но так из материала и не было понятно, доказал ли наш земляк знаменитую теорему, над которой бились выдающиеся ученые много лет, или нет.

Загадочное впечатление оставила передача, которую фильмом ну никак не назовешь («Тысяча и одна тайна»). Живет большое татарское село, около 11 тысяч обитателей, и почти в каждой семье есть личный автотранспорт. Крепкое хозяйство, ничего не скажешь. А за счет чего? Наверно, это одна из тех тайн, которую авторы нам раскроют. И здесь поражаешься наивному простодушию, с которым объясняются причины такого благополучия. Вот большой кооператив, с божьей помощью куют чего-то железное. Другой небольшой коллектив выпекает хлеб и пироги, работает в селе пилорама и еще ряд небольших предприятий, где кадры подбираются по родственным отношениям. Ну ладно, а остальные 10 тысяч чем занимаются? Тайна, которую так и не раскрыли. Материал большой, и по внешним признакам, казалось бы, мог претендовать на фильм. Красиво снято, колоритные герои, интересные синхроны, по отдельности все неплохо. А в целом не складывается в единую творческую концепцию. Скорее набор отдельных сюжетов, которые можно переставлять местами в любой последовательности. Ничего от этого не изменится. У автора есть навык создания новостных сюжетов, но большой объем материала требует совершенно иного творческого подхода, других драматургических решений. Наконец, просто наличия профессиональных навыков. Рассмешили финальные титры. Оказывается, идея, сценарий и режиссура принадлежат одному человеку. Творческие амбиции – это неплохо, но их надо подтверждать. В итоге из интересного материала получилась внешне привлекательная пустышка.

С канала Рен-ТВ-НСТ передача «Найди свою территорию» плавно перекочевала на «2-ю Садовую», сменив название на более скромное – просто фамилии ведущих. Такой скромности нет даже на центральных каналах. Значит, будет что-то новое, суперавторское. Но нет. Подробное описание развлекательных ночных центров для молодежи осталось их первоочередной задачей. Ладно, сведения о том, где можно занятно провести время, тоже полезны. Но когда предлагаются советы по гарантированному избавлению от комплексов – всего-то раздеться – и обещают исполнение откровенных фантазий в элитном эротическом клубе для мужчин, доверительно сообщая, что номера можно снимать почасово, это уже пропаганда своеобразного образа жизни, а такого права им никто не давал. Может быть, руководство канала довольно, что приютило этих теленедорослей, но зритель тут при чем?


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 10 (122), 18-24 марта 2005 г.


Автор статьи:  Владимир КАРЯКИН
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: