Картинки с выставки
В «Натюрморте» Хруцкого из музея им. Радищева нет ничего сложного. Мы сделали точно такой же за полчаса. Начали с корзины, потом перешли к цветам и фруктам. Сложнее было с фоном, но мы справились. Затем и кораблики Боголюбова заставили расположиться как на его полотне. Прилепляя одну картонную фигурку к другой, можно почувствовать себя настоящим мастером. А все благодаря тому, что «радищевцы» совместно с москвичами выпустили серию пазлов с репродукциями картин известных художников из коллекции музея.
Отрадно, что вместо нытья о недостаточном финансировании музейные работники нашли неплохой способ подзаработать, а заодно и привлечь посетителей. Куда проще стенать о бездуховности подрастающего поколения, о низкой посещаемости и смотреть, как покрываются пылью не востребованные временем произведения талантливых живописцев ушедших веков. Впрочем, Радищевский музей всегда выгодно отличался от своих коллег в плане нестандартных ходов.
Сегодня все выкручиваются, как могут, меняя свой изначальный профиль порой до неузнаваемости. Футбольные и хоккейные клубы берут не столько игрой на поле, сколько продажей атрибутики за его пределами. Значки, шарфы, вымпелы, майки. Неудивительно, что провинциальному музею захотелось совместить прекрасное с полезным и заняться распространением игрушек, развивающих логику. Искусство должно быть понятно народу. А то масло, пастель, кисти, мольберты – понты одни. Вот пазлы – другое дело. Тот кусочек с этим не стыкуется, а этот сюда подходит. Потому и художник так нарисовал. Чай не дурак.
Убеждены, все средства хороши, чтобы выгнать подростка из виртуального мира, в котором он окопался как профессиональный киллер и каждый день лишает жизни невинных компьютерных человечков, используя для этих целей все мыслимое и немыслимое оружие. Однако завлечь молодых людей в художественные галереи очень непросто. Необходимо проявить недюжинную смекалку. Пазлы – одно из ее проявлений. Бесплатного пива в фойе, как лучшего средства заполучить посетителя, они, естественно, не заменят, но почему бы не попытаться?
Вслед за пазлами необходимо наладить серийное производство наклеек с изображениями картин из Радищевского музея. И провести рекламную кампанию, доказывая, что это очень модно – ходить с картиной Поленова на лбу или предплечье. Сами же пазлы следует дополнить разнообразными сочетаниями, отличными от общепринятых. Чтоб улыбку Джоконды можно было легко превратить из загадочной в жизнерадостную, а вместо Ивана Грозного и его сына поместить на полотно Бивиса и Бадхеда.
Можно еще продавать краски (с подробной инструкцией по применению), рамки для картин и холсты с изображением батальных сцен или натюрмортов, которые нужно самостоятельно раскрасить. Сегодня ведь в моде полуфабрикаты. Вынул из пакета, бросил на сковороду – и через пять минут ужин готов. Как же приятно будет демонстрировать гостям картины, к которым ты самолично приложил руку! Вот тут с Микеланджело посотрудничали, здесь пришлось за Ренуара отдуваться, а там совместное с Пикассо – извините, еще не закончил.
Для молодежи, которая постоянно что-то грызет, – выпускать кальмаров и осьминогов «от Айвазовского». Придумать веселый газированный напиток «Ван Гог», а для взрослых – коктейль «Петров-Водкин» со вкусом Петрова. И вообще – открыть при музее сюр-кафе, чтоб кругом стояли черные квадратные столы, которые обслуживала бы голая одноногая официантка. Принесет поднос со свисающими с него ломтями камамбера и – хлобысь все это вам на колени. И никуда не попрешь – потому как искусство требует жертв.
Наконец, можно разнообразить сами экскурсии. Согласитесь, рассказ о жизни и творчестве любого художника станет намного интереснее (да и правдоподобнее) для старшеклассников, если гид будет использовать слова: чувак, приторчал, реальный чел, замутил и оттопырился.
Универсальность – вот синоним рынка платных услуг начала XXI века. Уж если магазин, так чтоб в нем было все – от морской капусты и ананасов в собственном соку до зубочистки и свежей газеты. Уж если аптека, так чтоб и настойка боярышника имелась, и аспирин от нее же наутро. В кинотеатре можно поесть, в парикмахерской – послушать музыку. Только не надо думать, что все это изобретения последних лет. В прежние времена балет и коньяк были такой же устойчивой ассоциацией, как Ленин и мавзолей.
Так что больше смелых идей, товарищи! Активнее шевелим извилинами! Искусство по-прежнему в большом долгу перед нами. Нужно еще раз это осознать, переварить и предложить свежее решение. Вот тогда народ снова потянется в музеи. Пазлом буду.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 10 (122), 18-24 марта 2005 г.
Автор статьи: Максим ХЛЕБНИКОВ
Рубрика: Культура