Яндекс.Метрика

Средний класс

Средний класс

Считается, что общество развитых стран на 70-80 процентов состоит из представителей среднего класса – образованных, состоятельных, хорошо обученных. Чем их больше – тем богаче, стабильнее и спокойнее общество, и наоборот. Поэтому вопрос о том, сформировался ли этот класс в России и какую долю он занимает в обществе, – вопрос не только статистики, но и политики, и экономики. Да – значит, курс правильный. Нет – значит, нет... Да – значит, есть куда рынку развиваться. Нет – значит, нет...

По современным оценкам, доля среднего класса во всем населении России составляет около 25%, или примерно 35 млн человек. В классическом понимании «средний класс» – это некоторая группа людей с определенным уровнем дохода и социальных потребностей. С 2001 года исследования по теме «Стиль жизни среднего класса» проводит исследовательский холдинг ROMIR Monitoring. На днях результаты восьмой волны исследований, проводившейся в Саратове, были представлены журналистам.

Читаем выдержки из отчета: «Еще сравнительно недавно у нас бытовал миф, что среднего класса в России нет. Теперь, основываясь на результатах проведенных исследований, социологи с уверенностью констатируют обратное: «золотая середина» в России существует. В Саратове таковых насчитывается около 30%».

Но тут возникает сакраментальный вопрос: а кого следует считать этим средним классом? В принципе, существует три признака среднего класса – материально-имущественное положение, социально-профессиональный статус и самоидентификация (это когда люди сами называют себя средним классом). Саратовские исследователи в качестве основного выбрали критерий дохода. Нижнюю границу показателей дохода определили в 200$ в регионах и 300$ в Москве на одного члена семьи в месяц. Верхняя планка была определена в 1000$. На мой взгляд, какой-то непритязательный средний класс вырисовывается. Вряд ли на 6 тысяч душевого дохода в семье можно позволить себе иметь приличный автомобиль, не экономить на одежде и бытовой технике и отдыхать всей семьей за границей, о том, чтобы делать это дважды в год, я уже не говорю.

Далее исследователями была отмечена такая общая черта представителей среднего класса: наличие диплома об окончании высшей школы оказалось критерием необязательным. Но при этом среди выпускников вузов нашлись те, кто в течение непродолжительного времени после окончания сумел повысить свои доходы на 60%. То, что представители российского среднего класса имеют доход в основном от предпринимательской деятельности, социологи назвали распространенным заблуждением. Согласно результатам исследования, таковых в группе «средних» порядка 10%, остальные живут на фиксированную зарплату.

Разберемся с этим утверждением. Не секрет, что подобные исследования проводятся для того, чтобы затем продавать результаты всем заинтересованным фирмам, производящим товары и услуги как раз для этого потребительского сегмента. Поэтому любая цифра из отчета автоматически становится коммерческой тайной, а те, что все-таки просочились, оставляют ощущение какой-то недосказанности и недоделанности. Взять хотя бы социальный состав «середняков». В современном мире говорить просто о «среднем классе» – значит сильно искажать существующую социальную структуру, без учета которой и маркетинг, и реклама проблематичны. Есть два средних класса: старый (или традиционный) и новый. Старый средний класс – это мелкие собственники капитала (владельцы небольших фирм, ЧП), непосредственно выходящие на рынок товаров и услуг. Это в основном мелкие торговцы, ремесленники, водители, начавшие свое дело, а также узкий слой работников интеллектуального труда, которые сами продают свои товары и услуги: адвокаты, частные врачи, консультанты, репетиторы и т.п.

Новый средний класс, который представляет собой совсем другой вид потребителей с другими вкусами и запросами, – это наемные работники, обладающие культурным капиталом (образованием, опытом, навыками, которые в данный момент пользуются большим спросом на рынке и приносят дивиденды). Это разного рода профессионалы, работающие в относительно благополучных частных и государственных организациях на высокооплачиваемых должностях. Неужели в Саратове последних набралось аж 90%? Это в городе, где практически нет серьезных российских или международных предприятий?

И еще одно интересное утверждение я нашла в подготовленном ROMIR Monitoring пресс-релизе. Оказывается, российский средний класс политически активен. В ходе исследования у саратовцев поинтересовались отношением к тогда еще предложению президента об утверждении губернаторов парламентом регионов. Данные ответов удивили социологов большим количеством затруднившихся ответить (90,7%). Вопрос «Станут ли назначенные президентом главы территорий работать лучше выборных?» также поставил респондентов в тупик: затруднились ответить 52,9%. Тех, кто считает, что выбранные по-новому главы территорий будут работать лучше, оказалось среди представителей среднего класса 12,6%. То есть, из того, что больше половины респондентов не может ответить на простой вопрос и не ориентируется в политической жизни страны, следует, что они политически активны?

В общем, трудно писать об исследовании, результаты которого представлены в виде нескольких хаотично выдернутых из контекста цифр. Возможно тем, кто раскошелится и купит у компании весь отчет, повезет больше, и они смогут в полной мере оценить стиль жизни среднего класса в российской провинции.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 11 (123), 25-31 марта 2005 г.


Автор статьи:  Елена АСАНОВА
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: