Яндекс.Метрика

Церетелевский десант в Радищевском музее

Церетелевский десант в Радищевском музее

Культурный Саратов ждал, но в последний момент выяснилось, что Зураб Церетели все-таки не приедет. Возможно, президента Российской Академии художеств задержали дела с установкой 38-метрового памятника жертвам терактов 11 сентября в Нью-Йорке. Зато приехали его многочисленные представители.

27 сентября в Саратов на открытие персональной выставки «Избранное. Живопись. Графика. Искусство. Плакат» вице-президента Российской Академии художеств, народного художника РФ, академика Эдуарда Дробицкого в залах Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева приехала целая группа именитых «академистов»: вице-президент Российской Академии художеств, народный художник РФ Ефрем Зверьков, народный художник РФ, академик Александр Бурганов, вице-президент Российской Академии художеств, народный художник РФ, ректор МГАХИ им. В.И. Сурикова Анатолий Бичуков и другие известные мастера.

Открытие выставки Эдуарда Дробицкого для них стало поводом поговорить о перспективах развития Поволжского отделения Российской Академии художеств и рассказать о тех изменениях, которые происходят в художественной жизни России.

Когда-то, по мнению Дробицкого, Российская Академия художеств была оплотом консерватизма, проводником идей соцреализма и душителем свежих художественных идей. Но когда после перестройки академию возглавил неутомимый Зураб Церетели и практически полностью сменил ее состав, для российских художников наступили новые, счастливые времена.

Произошло то, чего не было за почти 250 лет существования Российской Академии художеств: за последние годы 108 (!) художников были награждены Золотыми и Серебряными медалями, несколько человек незамедлительно стали академиками и получили другие высокие награды, которых прежде удостаивались лишь избранные (к примеру, Золотой медали академии одним из первых был удостоен Илья Репин).

В некоторых российских регионах стали создаваться отделения академии, в том числе Поволжское отделение Российской Академии художеств у нас в Саратове, которое возглавил член-корреспондент РАХ, народный художник РФ Анатолий Учаев. В общем, с наступлением демократических времен даже академики пошли в народ, стали устраивать в регионах собственные выставки и выставки своих учеников.

Но справедливости ради надо сказать, что это лишь одна версия развития событий, которую разделяют далеко не все. Образно говоря, на смену поборников соцреализма пришли люди, которые разделяют идеи искусства «по-церетелевски».

По крайней мере, наблюдается тенденция, что чем заметнее активизируются академики, тем неспокойнее обстоят дела в региональных отделениях Союза художников России, который, по большому счету, является альтернативной организацией по отношению к Российской Академии художеств. В настоящее время обе эти организации пользуются государственной поддержкой, но при нынешнем сокращении средств на культуру не исключено, что когда-нибудь все-таки придется сделать выбор...

Как известно, настоящее искусство всегда находится где-то посередине, в безопасном отдалении от идеологических бурь, которые бывают покруче, чем «Девятый вал» кисти Айвазовского. Но как в них уцелеть самим художникам? Такое под силу разве что только самым ловким и сильным.

А теперь несколько слов о новой выставке и ее авторе. Эдуарда Дробицкого многие называют человеком парадоксов. В 60-е годы он пытался найти свой путь в авангардной живописи. В 70-е стал постоянным призером конкурсов социально-политического плаката, моментально уловив политическим чутьем, какие темы и образы наиболее востребованы временем. В 1990-е годы художник удивил зрителей циклом весьма эпатажных графических работ, часть из которых теперь можно увидеть на выставке в Радищевском музее (чего стоят его знаки зодиака, смысловым центром которых являются голые задницы). В последние годы признанный мастер, не имеющий пока лишь Гран-при по скульптуре, стал еще и ваять, и его новые опыты тоже никого не оставляют равнодушными. Кто-то называет эти творения фантастической скульптурой, кто-то – салонным кичем и даже откровенным святотатством.

Можно лишь добавить, что по пристрастию к гротеску и эпатажу этого художника, пожалуй, можно сравнить с Никасом Сафроновым, который, по его признанию, готов выставляться хоть в ванной. Однако несколько лет назад Никас тоже все-таки отдал предпочтение залам Радищевского музея и после этого даже объявлял себя почетным гражданином Саратова, хотя никогда таковым не являлся.

Все художники имеют свои простительные фантазии, а уж академики – тем более.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №33 (145)
Автор статьи:  Ольга КЛЮКИНА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: