Яндекс.Метрика

Закат вручную

Закат вручную

Главный режиссер театра драмы опять взбунтовался

В саратовской Академдраме назревают большие перемены. Назначение месяц назад на должность директора Юрия Кравца стало их первой приметой. Второй и последней, по всей видимости, можно считать разразившийся на этой неделе скандал – как следствие накопившихся обид между художественным руководителем и главным режиссером театра.

Яблоком раздора оказались молодые актеры – выпускники театрального факультета. Из восьми желающих поступить в труппу художественный руководитель театра Григорий Аредаков принял только четверых. Проблема в том, что все восемь – выпускники курса Антона Кузнецова, и отказ главреж принял на свой счет. По его версии, это выглядит так: молодые актеры сотрудничали с театром с 2000 года. По согласованию с Аредаковым они участвовали в летних гастролях театра в Сочи. Художественным руководителем и бывшим директором театра Светловым им было обещано, что после окончания гастролей с ними будут заключены долгосрочные контракты, но 18 октября Аредаков изменил решение, оставив в труппе лишь четверых. Главреж называет и другие причины кризиса в Академдраме: не состоялся художественный совет по итогам прошедшего театрального сезона, коллектив не ознакомлен с творческими планами на текущий сезон, в репертуаре октября заявлено всего восемь спектаклей, из которых два находятся под угрозой срыва. Из театра уходят заслуженный артист России Владимир Калисанов и лауреат «Золотого Арлекина» этого года Антон Афанасьев. Свои претензии Кузнецов изложил в служебной записке министру культуры Михаилу Брызгалову, с просьбой «немедленно вмешаться». Во вторник главный режиссер провел пресс-конференцию с участием тех самых студентов и примкнувших к оппозиции артистов театра. Причем директора и худрука Кузнецов попросил не беспокоиться. На собрании были повторены те же тезисы – о препонах, которые чинит руководство творческой деятельности главного режиссера, не признавая его спектакли, не принимая его студентов. Распалившись, Кузнецов высказал «публичное недоверие художественному руководителю театра», деятельность которого «непрофессиональна, неэтична и непорядочна». А в заключение заявил, что все происходящее имеет одну цель – вынудить его «убраться из театра». В ближайшее время он намерен провести манифестацию, к которой «обязательно присоединится немало выпускников театрального факультета», недовольных тем, что происходит в Академдраме.

Для разъяснения произошедшего мы обратились к директору театра Юрию Кравцу.

– Я могу сказать следующее, – сообщил Юрий Анатольевич. – В театр приняты студенты Кузнецова, но приняты только те, кто нужен театру и в ком театр заинтересован. Здесь никакого конфликта нет. Действительно печальным и неприятным для нас является уход заслуженного артиста Калисанова. Но он отправится в Москву, об этом мечтает каждый. Мне сложно комментировать сам конфликт. Непонимание здесь имеет давние корни. Сами посудите, Антон Валерьевич работает в театре семь лет. Был принят на работу как худрук, потом возник серьезный скандал, из-за чего сняли директора. Кузнецова перевели в главные режиссеры, причем директором стал его ставленник, да и кандидатуру нынешнего худрука тоже предложил он сам. Теперь прошло время, и они перестали устраивать Кузнецова. Хорошо, поменяли директора. Вот я работаю месяц, опять плохо, так может, дело не в директорах и художественных руководителях? Я не готов сделать однозначный вывод, но, изучив бумаги, подняв статистику, обнаружил: за последние два года Антон Кузнецов отсутствовал на рабочем месте 286 рабочих дней. О каком творчестве здесь можно говорить? За два года он поставил два спектакля. Для сравнения: Александр Дзекун за семь лет поставил сорок два спектакля – это шесть спектаклей в сезон! Мы сейчас не говорим о личностях, только о работе театра.

Судите о ней по тому творческому процессу, который происходит на сцене. Творческого человека остановить нельзя, он все равно себя проявит. А если творчества нет, если один спектакль в год......

– Считаете ли вы, что пришло время ставить вопрос о соответствии нынешнего главрежа занимаемой должности?

– Разрушить можно в секунду, создать – очень тяжело. Пока я не готов сказать, мне надо разобраться, все взвесить и только потом принимать решение. Я думаю, что оно последует очень скоро......

– И будет кардинальным?

– Думаю, да.

Версия о персональной ответственности за ситуацию просматривается и в комментарии Григория Аредакова:

– Приглашение в труппу – сугубо индивидуальный акт, каждая кандидатура рассматривается отдельно. Я пригласил тех, кто наиболее интересен и способен. Приход в театр целой группы – редкий случай. В связи с тем, что в Москву ушли такие выдающиеся актеры, как Сосновский и Калисанов, мне надо думать сейчас о сбалансированности труппы. Она не может быть однородной, должны быть представлены разные возрастные слои, как в жизни. Почему они ушли? Очень мало было работы в последнее время, очень мало ставилось и игралось спектаклей. В последнее время мы играли только по субботам и воскресеньям. Потому что репертуар подстраивался под главную цель Антона Кузнецова – выпуск его курса, мы очень зависели от него. Театр – искусство коллективное, синтетическое, он не может основываться на интересах одного человека. Почему от количества принятых студентов должно что-то зависеть? Я не вижу в этом заботу о театре, это забота о своих, а для режиссера все должны быть в театре свои. Театр – это большой, сложный, единый организм. И наибольшую нужду этот организм сейчас испытывает в одном – в постановках. Да и моральный уровень, творческая атмосфера оставляет желать лучшего.

– Что будет дальше?

– Мы с директором ставим своей целью увеличить и улучшить репертуар. Обещать шедевры не буду (в театре надо отвечать за свои слова), но хороший уровень гарантирую.

Независимо от того, как будет развиваться конфликт дальше, одно можно сказать определенно – мы наблюдаем закат эпохи Антона Кузнецова. Чем запомнится она саратовскому зрителю, покажет время. Если осуществится намерение директора «решить вопрос кардинально», главной интригой нового театрального сезона в Драме станет персона «антикризисного» режиссера. Как сообщил «Новым временам» Григорий Аредаков, театр вот уже месяц ведет переговоры с несколькими именитыми режиссерами. Пока речь идет о разовых постановках, но фамилии называть отказался: «чтобы не сглазить».

P.S. Ну что ж, Антон Валерьевич, кажется, время пришло. Пришло время радоваться тем идиотам, которые не первый год упрямо отказываются ходить на ваши гениальные постановки. Простите их, они же существа неразумные. Им не дано понять, например, что истинный театральный гений может вообще ничего не ставить и оставаться при этом непревзойденным. Попробуй превзойди, когда превосходить просто нечего. Однако это к вам не относится. Вы все-таки кое-что ставили. В перерывах между частыми и обильными... Впрочем, не будем об этом. И зрители к вам все-таки ходили. Пусть их было совсем немного, но зато это были настоящие ценители искусства. Особенно ваши постановки любили старшеклассники, учащиеся ПТУ, техникумов и солдаты. И не только потому, что их организованно сгоняли на эти спектакли. Была еще одна причина: за время вашего режиссерства в зале саратовской драмы стало можно и модно пить пиво, слабоалкогольные коктейли и т.д. Потому что на трезвый глаз смотреть на сцену было чрезвычайно скучно. А так – накатил немножко, и ничего, даже прикольно. А вот маленькие дети в последнее время ходить в театр драмы почему-то практически перестали. Может быть, потому что родители запрещали им пить пиво?

Ну а если серьезно, то уходить из театра господину Кузнецову & К° давным-давно пора. Пожалуй, еще ни один худрук или режиссер за всю историю саратовского театра не подвергался столь жесткой и продолжительной критике, как Антон Валерьевич. Причем критиковали его не столько за дело, сколько за безделье. Его критиковали за деморализацию и деградацию актерского состава; за патологическую тягу к всевозможным интригам и громким публичным разборкам с коллегами; за пренебрежение к славным традициям саратовской драмы; за неуважительное, а подчас и просто циничное отношение к актерам (особенно – старшего поколения) и к зрителям; за бесконечные и малооправданные вояжи во Францию, на которые тратились немалые бюджетные средства; и за многое другое, что имеет весьма отдаленное отношение к большому искусству. Ни для кого не являлось секретом, что основной причиной столь длительного пребывания Кузнецова на руководящем посту Академдрамы были родственные связи в областном минкультуры, а также патронаж со стороны Марона и Аяцкова. Но времена, слава Богу, изменились. Маэстро, пора на выход!


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №36 (148)
Автор статьи:  Елена НАЛИМОВА, Борис ДМИТРИЕВ
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: