Смотри, какой цветов прибой!
Культурным наследием России называют сегодня произведения саратовских флористов.
А ведь всего-то с десяток лет назад о цветочной живописи в Саратове мало кто и слышал.
В областном Доме работников искусств флористы отметили десять лет своего объединения. Юбилейную выставку они назвали строчкой из собственного гимна: «Смотри, какой цветов прибой!..» И хоть за окном лютый февраль, пришедшие на выставку называли день рождения клуба весенним. « Все произведения светятся, - написано в одном из отзывов. – Этот свет идет из ваших душ».
– Приятно было делать эту выставку, - сказал, открывая празднество, методист Дома работников искусств Андрей Боровский. – Работы подобраны как в ожерелье: бусинка к бусинке. Все – шедевры, способные удивить.
Саратовские флористы (выставкам которых, кстати, всегда рады не только в Доме работников искусств, где клуб счастливо прописан все эти годы, но и в музее Чернышевского, в Столыпинском центре, в музее этнографии и в других центрах культуры) и на этот раз изумили саратовцев. Они выставили мастерски «написанные», утонченные по колориту и композиции натюрморты, портреты, пейзажи. Каждая из работ для зрителя – интрига. Не догадаешься, что эти произведения искусства созданы из природного материала – лепестков, цветов, трав, плодов.
Нина Сергеевна Скрипко, обладатель золотой медали Российской общенациональной выставки народного творчества по вышивке, на этот раз удивила поклонников флористики. «Цветы и фрукты», – так называется ее натюрморт. Кожура цуккини, листья тополя, смородины, ножки тюльпана – эти и другие материалы использовала она. Зрители толпой стояли у ее натюрморта. Краски благородные, не яркие. Вот на переднем плане прозрачный стакан с ледяной водой. «А стакан из чего?», - спрашивали Нину Сергеевну. «Когда чистишь луковицу, видно, что ее покрывает тонкая пленка, - говорит Нина Сергеевна. – Из этой пленки у меня и получился стакан». Такие у саратовских мастериц секреты.
Кстати, ее натюрморт - копия работы замечательного живописца И.Т. Хруцкого (1810 – 1885 г.г.). «Работаю над натюрмортом, а сама у Ивана Трофимовича прощения прошу, - рассказывает Нина Сергеевна. – Извините, говорю, как умею, так и пишу». – «Да он бы тоже вашим искусством восхитился!», - успокаивали поклонники.
– Десять лет назад мы со Светланой Ступниковой принесли в Дом народного творчества свои первые смешные работы по флористике, – поделилась воспоминаниями основательница клуба «Флорист» Ольга Вадимовна Карева. - И методист Алексей Евгеньевич Дельцов не отверг их, поместил на выставке декоративно-прикладного искусства. Мастериц по цветочной живописи в Саратове были единицы, тогда смутное представление имели об этом искусстве. Было оно новым. И мы стали обзванивать тех, кто знал в этом толк, приглашать их в клуб, чтобы у них поучиться. С тех пор мы, учителя и ученики, провели много учебных и праздничных часов вместе. За счастье длиной в десять лет хочется всех благодарить!
Теперь Светлану Ступникову называют «флорист от Бога». А у работ Ольги Каревой на выставке свое особое место, их с другими не спутаешь. Ее любимое направление в истории живописи – супрематизм, формалистическое течение начала прошлого века. Вот и она использует во флористике комбинации цветных, объемных геометрических фигур. «Я себя не ломаю», – говорит она.
Перед пейзажами Галины Кирилловны Хохловой замирают все: она – автор технологии по применению во флористике стеблей чеснока («Вырезаю, расщепляю, растягиваю, увлажняю, тонирую, варю и даже на сковородке их жарю!»…). Потому и вода в ее пейзажах светится. Валентина Петровна Давыдова изобретательна в сюжетах, утонченна в красках. Наталья Павловна Комаревцева, сегодняшний руководитель клуба, мастерица оригинальных жанровых сцен. Валентина Ивановна Ключева делает масштабные яркие натюрморты. Людмила Владимировна Нешто в великолепных по чистоте пейзажах использует кофе и чай, пух и семена. Яркие мастера – Ольга Валентиновна Костина, Надежда Николаевна Советова, Елена Федоровна Карельская, которая освоила бересту.
- Человек ничего про себя не знает. Не знает, что в нем живет, дремлет, – говорили флористы. И приглашали всех, кто пришел на их праздник, «примерить на себя, что значит быть художником». Кандидаты наук, инженеры-технологи и конструкторы, медработники и строители, они-то знают, что говорят: для них жизнь с появлением цветочной живописи словно только началась.
– Ваши флористические работы – это наше культурное наследие, – сказала на юбилейном собрании заместитель председателя областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Людмила Ивановна Бахарева.
Всех на выставке заинтересовал сборник «Искусство флористики», в котором члены клуба опубликовали свои методические рекомендации по работе с природными материалами. Жаль, купить его нельзя: всего-то осилили 200 экземпляров выпустить этого уникального учебника. В нем - сплошные секреты, «все выложили, ничего в душе не оставили - даже на донышке», – шутят флористы. Несколько обучающих курсов для учителей дополнительного образования, в том числе и сельских школ, члены клуба уже провели. А мастер-классы дали даже в нескольких российских городах.
А ведь всего-то с десяток лет назад о цветочной живописи в Саратове мало кто и слышал.
В областном Доме работников искусств флористы отметили десять лет своего объединения. Юбилейную выставку они назвали строчкой из собственного гимна: «Смотри, какой цветов прибой!..» И хоть за окном лютый февраль, пришедшие на выставку называли день рождения клуба весенним. « Все произведения светятся, - написано в одном из отзывов. – Этот свет идет из ваших душ».
– Приятно было делать эту выставку, - сказал, открывая празднество, методист Дома работников искусств Андрей Боровский. – Работы подобраны как в ожерелье: бусинка к бусинке. Все – шедевры, способные удивить.
Саратовские флористы (выставкам которых, кстати, всегда рады не только в Доме работников искусств, где клуб счастливо прописан все эти годы, но и в музее Чернышевского, в Столыпинском центре, в музее этнографии и в других центрах культуры) и на этот раз изумили саратовцев. Они выставили мастерски «написанные», утонченные по колориту и композиции натюрморты, портреты, пейзажи. Каждая из работ для зрителя – интрига. Не догадаешься, что эти произведения искусства созданы из природного материала – лепестков, цветов, трав, плодов.
Нина Сергеевна Скрипко, обладатель золотой медали Российской общенациональной выставки народного творчества по вышивке, на этот раз удивила поклонников флористики. «Цветы и фрукты», – так называется ее натюрморт. Кожура цуккини, листья тополя, смородины, ножки тюльпана – эти и другие материалы использовала она. Зрители толпой стояли у ее натюрморта. Краски благородные, не яркие. Вот на переднем плане прозрачный стакан с ледяной водой. «А стакан из чего?», - спрашивали Нину Сергеевну. «Когда чистишь луковицу, видно, что ее покрывает тонкая пленка, - говорит Нина Сергеевна. – Из этой пленки у меня и получился стакан». Такие у саратовских мастериц секреты.
Кстати, ее натюрморт - копия работы замечательного живописца И.Т. Хруцкого (1810 – 1885 г.г.). «Работаю над натюрмортом, а сама у Ивана Трофимовича прощения прошу, - рассказывает Нина Сергеевна. – Извините, говорю, как умею, так и пишу». – «Да он бы тоже вашим искусством восхитился!», - успокаивали поклонники.
– Десять лет назад мы со Светланой Ступниковой принесли в Дом народного творчества свои первые смешные работы по флористике, – поделилась воспоминаниями основательница клуба «Флорист» Ольга Вадимовна Карева. - И методист Алексей Евгеньевич Дельцов не отверг их, поместил на выставке декоративно-прикладного искусства. Мастериц по цветочной живописи в Саратове были единицы, тогда смутное представление имели об этом искусстве. Было оно новым. И мы стали обзванивать тех, кто знал в этом толк, приглашать их в клуб, чтобы у них поучиться. С тех пор мы, учителя и ученики, провели много учебных и праздничных часов вместе. За счастье длиной в десять лет хочется всех благодарить!
Теперь Светлану Ступникову называют «флорист от Бога». А у работ Ольги Каревой на выставке свое особое место, их с другими не спутаешь. Ее любимое направление в истории живописи – супрематизм, формалистическое течение начала прошлого века. Вот и она использует во флористике комбинации цветных, объемных геометрических фигур. «Я себя не ломаю», – говорит она.
Перед пейзажами Галины Кирилловны Хохловой замирают все: она – автор технологии по применению во флористике стеблей чеснока («Вырезаю, расщепляю, растягиваю, увлажняю, тонирую, варю и даже на сковородке их жарю!»…). Потому и вода в ее пейзажах светится. Валентина Петровна Давыдова изобретательна в сюжетах, утонченна в красках. Наталья Павловна Комаревцева, сегодняшний руководитель клуба, мастерица оригинальных жанровых сцен. Валентина Ивановна Ключева делает масштабные яркие натюрморты. Людмила Владимировна Нешто в великолепных по чистоте пейзажах использует кофе и чай, пух и семена. Яркие мастера – Ольга Валентиновна Костина, Надежда Николаевна Советова, Елена Федоровна Карельская, которая освоила бересту.
- Человек ничего про себя не знает. Не знает, что в нем живет, дремлет, – говорили флористы. И приглашали всех, кто пришел на их праздник, «примерить на себя, что значит быть художником». Кандидаты наук, инженеры-технологи и конструкторы, медработники и строители, они-то знают, что говорят: для них жизнь с появлением цветочной живописи словно только началась.
– Ваши флористические работы – это наше культурное наследие, – сказала на юбилейном собрании заместитель председателя областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Людмила Ивановна Бахарева.
Всех на выставке заинтересовал сборник «Искусство флористики», в котором члены клуба опубликовали свои методические рекомендации по работе с природными материалами. Жаль, купить его нельзя: всего-то осилили 200 экземпляров выпустить этого уникального учебника. В нем - сплошные секреты, «все выложили, ничего в душе не оставили - даже на донышке», – шутят флористы. Несколько обучающих курсов для учителей дополнительного образования, в том числе и сельских школ, члены клуба уже провели. А мастер-классы дали даже в нескольких российских городах.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №4 (357)
Автор статьи: Валентина НИКОЛАЕВА
Рубрика: Культура