По роду я саратовец!
31 марта в стенах Саратовского государственного художественного музея имени Радищева состоялся вечер, посвященный дню рождения Алексея Боголюбова.
Если кто-то полагает, что старейший отечественный музей русского искусства – Третьяковская галерея или Русский музей, то ошибается. Первым общедоступным художественным собранием в России стал Саратовский музей, открытый в 1885 году внуком мятежного писателя Александра Радищева Алексеем Боголюбовым.
Кстати, малоизвестный факт: в день открытия музея 29 июня 1885 года на имя Боголюбова из Петергофа пришла телеграмма следующего содержания: «...радуюсь освящению Радищевского музея, которому от души желаю успеха и процветания на пользу художества и искусства в России. Саша» (под этим именем скрывался не кто иной, как Его императорское величество).
Между тем основатель музея совсем даже не саратовец. Он родился в селе Померанье Новгородской губернии в семье офицера. Но в своих «Записках моряка-художника» Боголюбов подчеркивал: «По роду я саратовец, ибо эта губерния дала России Радищева».
В Саратове собрана самая богатая коллекция работ Боголюбова: свыше 200 картин и этюдов, около 1 000 графических листов, многие из них попали в музеи по завещанию автора.
Радищевский – единственный в стране музей, в котором старая западноевропейская живопись сопоставима по уровню с коллекцией русского искусства. И Эрмитаж, и Академия художеств стали первыми «высочайшими пожертвователями» музея. Покровитель Боголюбова Александр III разрешил ему отобрать из запасных фондов Эрмитажа некоторое количество картин. Вкус не подвел художника. Картины были отобраны первоклассные, среди них – шедевр младшего современника Рафаэля и Микеланджело Джорджо Вазари. Редкий музей – даже мирового уровня - может похвастаться «собственным Вазари». А саратовский – может.
Картины великих уроженцев Саратова - Борисова-Мусатова и Кузнецова - приобретались в разные годы и с разным успехом. Если произведений Виктора Борисова-Мусатова в музее не очень много, то собрание картин Павла Кузнецова – едва ли не лучшее в мире.
Все кто побывал в музее после реставрации в восторге и восхищении говорили, что Радищевский музей – это настоящий российский Лувр. Но если Лувр – это нечто определившееся, то Радищевский музей раскрывается именно сейчас. У него остается колоссальный резерв. Как это ни странно, но даже после завершения ремонта исторического здания можно говорить о том, что музею не хватает помещений, настолько многогранно, представительно и обширно его собрание. Мы обладаем уникальными произведениями искусства. Это гордость не только Саратова, региона, но и всей России. Поэтому празднование 125-летия со дня открытия музея станет поистине историческим событием в летописи культуры современной России.
Радищевский музей намерен преподнести посетителям массу сюрпризов. Одним из них уже стала выставка графики Марка Шагала «Библейские сюжеты». С 16 апреля по 6 июня в стенах музея готовится выставка работ Никаса Сафронова из собрания «Галереи Никаса». Ожидается приезд самого мастера. С 18 июня по 30 сентября пройдет выставка «Русские коллекционеры в собрании Радищевского музея. XIX–XX век».
Уникальное событие ожидает саратовцев с 29 июня. Это выставка «Искусство Испании XI–XIX веков Государственного Эрмитажа». Два месяца можно будет любоваться портретной и религиозной живописью известнейших мастеров Веласкеса, Сурбарана, Мурильо, шпалерами на сюжеты о Дон Кихоте, оружием, фаянсом, стеклом и мебелью. Ожидается приезд директора Эрмитажа Бориса Пиотровского, концерты квинтета «Оркестр Государственного Эрмитажа» и солистов Мариинского театра.
Другая жемчужина из собрания празднований юбилея музея – выставка «Шедевры русского театрально-декорационного искусства 1900–1930 годов». На выставке можно будет увидеть 290 оригинальных предметов театральной живописи и графики: эскизы декораций и костюмов к спектаклям Мейерхольда, Таирова, Евреинова, исторические театральные плакаты и афиши.
В качестве подарка ценителям саратовской художественной школы Радищевский музей презентует биобиблиографический указатель «Художники Саратова и Саратовской губернии» XIX–XXI вв. Это первое издание подобного рода в нашем городе. Его ресурс включает около тысячи фамилий художников Саратова, Вольска, Маркса, Балакова с конца XIX века до наших дней, включая имена как известные, так и забытые или мало кому знакомые. В издании содержатся сведения о живописцах, скульпторах, мастерах театральной декорации и декоративно-прикладного искусства. Неразрывная связь между основанием А. П. Боголюбовым музея, открытием Боголюбовского художественного училища, «саратовской школой» художников и ее традициями на протяжении XX–XXI веков получила, наконец, биобиблиографическое оформление.
Если кто-то полагает, что старейший отечественный музей русского искусства – Третьяковская галерея или Русский музей, то ошибается. Первым общедоступным художественным собранием в России стал Саратовский музей, открытый в 1885 году внуком мятежного писателя Александра Радищева Алексеем Боголюбовым.
Кстати, малоизвестный факт: в день открытия музея 29 июня 1885 года на имя Боголюбова из Петергофа пришла телеграмма следующего содержания: «...радуюсь освящению Радищевского музея, которому от души желаю успеха и процветания на пользу художества и искусства в России. Саша» (под этим именем скрывался не кто иной, как Его императорское величество).
Между тем основатель музея совсем даже не саратовец. Он родился в селе Померанье Новгородской губернии в семье офицера. Но в своих «Записках моряка-художника» Боголюбов подчеркивал: «По роду я саратовец, ибо эта губерния дала России Радищева».
В Саратове собрана самая богатая коллекция работ Боголюбова: свыше 200 картин и этюдов, около 1 000 графических листов, многие из них попали в музеи по завещанию автора.
Радищевский – единственный в стране музей, в котором старая западноевропейская живопись сопоставима по уровню с коллекцией русского искусства. И Эрмитаж, и Академия художеств стали первыми «высочайшими пожертвователями» музея. Покровитель Боголюбова Александр III разрешил ему отобрать из запасных фондов Эрмитажа некоторое количество картин. Вкус не подвел художника. Картины были отобраны первоклассные, среди них – шедевр младшего современника Рафаэля и Микеланджело Джорджо Вазари. Редкий музей – даже мирового уровня - может похвастаться «собственным Вазари». А саратовский – может.
Картины великих уроженцев Саратова - Борисова-Мусатова и Кузнецова - приобретались в разные годы и с разным успехом. Если произведений Виктора Борисова-Мусатова в музее не очень много, то собрание картин Павла Кузнецова – едва ли не лучшее в мире.
Все кто побывал в музее после реставрации в восторге и восхищении говорили, что Радищевский музей – это настоящий российский Лувр. Но если Лувр – это нечто определившееся, то Радищевский музей раскрывается именно сейчас. У него остается колоссальный резерв. Как это ни странно, но даже после завершения ремонта исторического здания можно говорить о том, что музею не хватает помещений, настолько многогранно, представительно и обширно его собрание. Мы обладаем уникальными произведениями искусства. Это гордость не только Саратова, региона, но и всей России. Поэтому празднование 125-летия со дня открытия музея станет поистине историческим событием в летописи культуры современной России.
Радищевский музей намерен преподнести посетителям массу сюрпризов. Одним из них уже стала выставка графики Марка Шагала «Библейские сюжеты». С 16 апреля по 6 июня в стенах музея готовится выставка работ Никаса Сафронова из собрания «Галереи Никаса». Ожидается приезд самого мастера. С 18 июня по 30 сентября пройдет выставка «Русские коллекционеры в собрании Радищевского музея. XIX–XX век».
Уникальное событие ожидает саратовцев с 29 июня. Это выставка «Искусство Испании XI–XIX веков Государственного Эрмитажа». Два месяца можно будет любоваться портретной и религиозной живописью известнейших мастеров Веласкеса, Сурбарана, Мурильо, шпалерами на сюжеты о Дон Кихоте, оружием, фаянсом, стеклом и мебелью. Ожидается приезд директора Эрмитажа Бориса Пиотровского, концерты квинтета «Оркестр Государственного Эрмитажа» и солистов Мариинского театра.
Другая жемчужина из собрания празднований юбилея музея – выставка «Шедевры русского театрально-декорационного искусства 1900–1930 годов». На выставке можно будет увидеть 290 оригинальных предметов театральной живописи и графики: эскизы декораций и костюмов к спектаклям Мейерхольда, Таирова, Евреинова, исторические театральные плакаты и афиши.
В качестве подарка ценителям саратовской художественной школы Радищевский музей презентует биобиблиографический указатель «Художники Саратова и Саратовской губернии» XIX–XXI вв. Это первое издание подобного рода в нашем городе. Его ресурс включает около тысячи фамилий художников Саратова, Вольска, Маркса, Балакова с конца XIX века до наших дней, включая имена как известные, так и забытые или мало кому знакомые. В издании содержатся сведения о живописцах, скульпторах, мастерах театральной декорации и декоративно-прикладного искусства. Неразрывная связь между основанием А. П. Боголюбовым музея, открытием Боголюбовского художественного училища, «саратовской школой» художников и ее традициями на протяжении XX–XXI веков получила, наконец, биобиблиографическое оформление.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №11 (364)
Автор статьи: Ирина ПЕВЦОВА, фото Бориса НАЙДОВИЧА
Рубрика: Культура