Яндекс.Метрика

В подкидного... с Гитлером

К празднику Победы в Саратовском отделении Союза художников России подготовлена объемная выставка. Первоначально заявлено 24 участника, но сейчас в экспозиции представлено гораздо больше имен.

Пастели и масло, росписи по шелку и художественное ткачество, графика, скульптура. Пейзажисты, портретисты и создатели больших жанровых картин. Сугубые реалисты и загадочные символисты, тонкие колористы городского пейзажа и смелые постмодернисты, певцы живой и неживой природы из Саратова и Балакова, Энгельса и Вольска. Все промелькнули перед нами, все побывали тут…

Тему войны и мира художники подают не буквально. Это может быть ностальгически «разлучный» желтый цвет в декоративном панно Евгения Мещерякова. Или светло-печальное шествие святых отцов с крестами к роднику на большой картине Сергея Серова. Или взволнованные, экспрессивные хвалынские пленэры Светланы Лопуховой. Самая обыкновенная паяльная лампа в сочетании с керосиновой в строго аскетичном натюрморте Ирины Шин. Но какой бы старый, потертый, заношенный предмет ни попал под волшебную кисть живописца, он несказанно преображается. «Старые лампы» Шин таят в себе загадку, как лампы в сказках «Тысяча и одной ночи», как бы саморазгораются на скромном сером фоне, «зажигая» и его. Для этой выставки художница написала несколько иной вариант своей знаменитой лампы, проехавшей уже не одну всероссийскую выставку.

В новой экспозиции очень много сирени. Изысканные веточки сиреневыми облачками опустились на картины. А кое-где силуэтно вписались в городской пейзаж. Неудивительно, сирень – любимый цветок довоенного поколения (когда-то в Саратове ее было куда больше), символ прекрасной юности и – быстротечной жизни.

К большой дате в нашей истории подготовил работы и участник войны Поликарпов, он изобразил в своем жанровом полотне событие знаковое – Парад Победы на Красной площади. Художник Кирейчук принадлежит уже к другому поколению, и его картина с фигурами веселящихся танкистов и регулировщиц на берлинских улицах в мае 45-го напоминает ожившие старые фотографии. Скульптор Бунин экспонирует пока «пластилиновый» вариант будущей скульптуры.Покрытая бронзовой краской, она и сейчас выглядит вполне «скульптурно». Выхваченная из жизни сценка: удалой гармонист с медалью на груди в паре с первой красавицей, семенящая рядом незадачливая подружка.

– Среди множества работ, представленных на выставке, не только не затерялись рисунки художника Александра Дьякова, но и здорово ее украсили, – замечает председатель Саратовского отделения Союза художников России Павел Маскаев. – Они такие графически точные, лаконичные, с хорошим юмором. Как бы иллюстрируют крылатые фразы и напоминают плакаты Кукрыниксов военных лет. Особенно мне понравилась работа, где фашист «спинным мозгом чувствует русских» – сзади в него упирается дуло танка. Думаю, если бы Саша Дьяков жил в те годы, Кукрыниксы охотно приняли бы его в свою компанию. А фюрер злился бы и обещал за него «хорошее вознаграждение». Александру пора участвовать во всех наших выставках.

На выставке имеется четыре цветных графических произведения замечательного карикатуриста (и чем «НВ» очень гордится – редакционного художника!). Рисунки Дьякова изображают эпизоды победной весны: наши солдаты давали тогда фрицам как следует «прикурить». Смешон и нелеп маленький Гитлер, пригвожденный к земле русским чудо-богатырем. Не по вкусу пришелся помятой группке фашистов и наш вариант «подкидного», когда в окошко к ним летит граната.

Выставка в Союзе художников продлится до 20 мая.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №16 (369)
Автор статьи:  Арина ШИШКИНА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: