Яндекс.Метрика

«Без любви нельзя заниматься музыкой»

«Без любви нельзя заниматься музыкой»

Академический симфонический оркестр Саратовской филармонии им. А. Шнитке – коллектив со своими давними традициями и с историей, которая насчитывает более 60 лет насыщенной творческой жизни. Часто, говоря о заслугах коллектива, можно упустить нечто важное.

А именно – не сказать о тех музыкантах, которые своим мастерством и преданностью как раз и определяют общий статус оркестра и его внутреннюю культуру. Людмилу Борисовну Яковлеву, заместителя концертмейстера группы первых скрипок академического симфонического оркестра Саратовской филармонии, хочется назвать одной из таких «жемчужин», которых особенно ценят и уважают, к чьему мнению всегда прислушиваются. Вот уже 33 года она с увлечением работает в оркестре, поддерживая благородный тон в отношении к искусству, которым отличаются музыканты старшего поколения.

Творческая судьба Людмилы Яковлевой всецело связана с симфоническим оркестром Саратовской филармонии.

– Когда я приехала в Саратов из Череповца, – рассказывает Людмила Борисовна, - здесь у меня не было ни родных, ни знакомых. Но у меня была мечта – поступить в консерваторию. И мечта осуществилась, я попала в класс к знаменитой в Саратове скрипачке Татьяне Яковлевне Сандлер. Уже будучи студенткой Саратовской консерватории, я ходила на концерты симфонического оркестра и думала: вот бы мне туда попасть! А после окончания консерватории сама пришла в филармонию, и Вахтанг Георгиевич Жордания, который был тогда главным дирижером, сразу принял меня на работу в оркестр. Я прошла путь от последнего пульта до заместителя концертмейстера и могу сказать, что это прекрасная оркестровая практика.

Когда в 1993 году Людмила Борисовна выиграла конкурс и стала заместителем концерт­мейстера группы первых скрипок, это было не только профессиональной победой, но и принятием новой серьезной ответственности, которая, впрочем, оказалась ей по плечу.

Ответственность и требовательность к себе – одни из главных принципов Людмилы Борисовны:

– От каждого из нас зависит результат звучания всего оркестра, нужно безупречно знать свою партию, играть в ансамбле со всеми музыкантами, – говорит она, – ведь сцена не прощает ошибок.

Есть в творческом багаже Людмилы Борисовны и солидное количество концертных программ, в которых она выступала не только как концерт­мейстер, но и как солистка.

– Самым ярким моим впечатлением было, пожалуй, исполнение Concerto grosso № 1 Альфреда Шнитке с выдающимся скрипачом Марком Лубоцким, который был впервые приглашен в Саратов на закрытие симфонического сезона. Мне очень польстило предложение художественного руководителя филармонии Анатолия Катца сыграть с Марком Лубоцким. Это Сoncerto grosso я очень люблю, музыка действительно меня волнует, ведь она о жизни человека со всеми ее сложностями. Так как я готовилась одна, конечно, я волновалась перед встречей с таким знаменитым музыкантом. На первой репетиции еще без оркестра он попросил меня сыграть самое трудное место в этом произведении и все – до встречи завтра на оркестре… Но тот концерт удался!

Впрочем, удался Людмиле Борисовне не только тот концерт, но и множество других. В их числе Концерт для двух скрипок Вивальди в ансамбле с народным артистом России Кузьминым, «Сюита в старинном стиле» для скрипки и фортепиано, партия фортепиано – заслуженный артист России Анатолий Катц, также сложнейшая Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром Моцарта, исполненная с Яровым в 2006 году.

– Я храню оркестровые партии любимых мною произведений, чтобы в любой момент можно было к ним вернуться, мне жаль расставаться с ними, – рассказывает Людмила Яковлева. – К сожалению, у нас не делаются записи концертов. Один концерт – и симфония в уже прошлом, ничего не осталось. Например, с дирижером Линь Тао мы играли «Альпийскую симфонию» Штрауса. Это яркое, сложное, живописное произведение для большого состава симфонического оркестра, есть что поиграть. Все группы тщательно готовились, а группой первых скрипок я тогда занималась отдельно. Эти оркестровые партии не уступают по сложности сольным скрипичным произведениям! Совсем недавно в этом сезоне мы сыграли Девятую симфонию Шуберта с великолепным дирижером – народным артистом России Владимиром Вербицким. Теперь можно только вспоминать.

Любимая работа в оркестре продолжает радовать и вдохновлять Людмилу Борисовну. Уже приобретен огромный репертуар, и все же остается так много неисполненных произведений. И даже «игранные» сочинения интересны в новом прочтении, в интерпретации разных дирижеров.

– Когда за пульт становится новый дирижер, я хочу понять, как он представляет себе партитуру, художественный замысел произведения, – делится Людмила Яковлева. – Для меня суть профессии оркестрового музыканта заключается в умении играть в ансамбле, поддерживать себя в хорошей исполнительской форме и, работая под руководством того или иного дирижера, постараться понять его замысел, пропустить через себя, сделать его своим. Без любви и увлечения вообще нельзя заниматься музыкой.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №17 (370)
Автор статьи:  Ирина ПАВЛОВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: