Яндекс.Метрика

Со славянским колоритом

Александр Невский, Садко, князь Игорь – основные герои нашего древнего эпоса и Собиновского фестиваля. Им посвящены музыкальные произведения первых фестивальных дней.

Традиционно в первый день исполнялись редкие, музыкально яркие вокально-симфонические произведения. Это всегда впечатляет, поскольку одновременно на сцене собираются десятки исполнителей, да еще каких: симфонический оркестр театра под руководством лауреата Госпремии Юрия Кочнева, лауреаты Международных конкурсов хор Саратовской консерватории и Губернский театр хоровой музыки под руководством заслуженного деятеля искусств России Людмилы Лицовой.Удачно солировали и дипломант всероссийских конкурсов Марина Демидова (меццо-сопрано), и «голос» – заслуженный артист России Виктор Демидов.

ОткрылиXXIII Собиновский музыкальный фестиваль губернатор области Павел Ипатов и директор театра оперы и балета Илья Кияненко. Отметив поистине «мировой уровень» исполнителей, губернатор в кратком приветственном слове пожелал удачи всем участникам.

Затем на фоне небесно-голубого задника с гвардейской лентой, продернутой сквозь орден Победы, зазвучала высокая, полная глубоких чувств и мыслей кантата «Иоанн Дамаскин». Неканоническое переложение Православной заупокойной стихиры ( положенное в основу текста) отвечало настроению этой весны – поминовению павших на той большой войне. Автор музыки Сергей Танеев, превосходный пианист и композитор, написал ее, опираясь на вековые традиции русской церковной музыки. Не случайно кантату называли первым русским реквием.

Еще больше углубила тему скорби по жертвам войны прозвучавшая далее кантата Арнольда Шенберга «Уцелевший из Варшавы».

«Александр Невский» Сергея Прокофьева в финале концерта, при всей трагичности темы – «Русь под игом», «Крестоносцы во Пскове». «Ледовое побоище» – прозвучал жизнеутверждающе, с подъемом.Кантата была создана на основе музыки к знаменитому фильму Эйзенштейна «Александр Невский». Ее яркая образность и эмоциональная мощь вдохновляли бойцов Великой Отечественной. Победа над врагами Отечества удалой дружины Александра Невского служила им примером.

Второй день фестиваля зрители провели в господине великом Новгороде, представленном на сцене театра в опере «Садко» очень своеобразно. Постановщик Вадим Милков, окончивший факультет музыкальной режиссуры Ленинградской консерватории и 10 лет проработавший в Большом театре, сторонник во многом «шоковой терапии» для оперного искусства. Делал он спектакль в триумвирате с Юрием Хариковым (лауреат премий «Золотая маска», представитель новой генерации театральных художников, как о нем пишут) и художником по костюмам Анастасией Нефедовой, тоже довольно авангардным автором. Не диво, что исполнители разгуливают по сцене в преувеличенно больших белых валенках и ушанках, чем-то средним между мужицким и стрелецким вариантом.

Вот как объяснил «вольности» постановки режиссер в интервью перед премьерой: «Римский-Корсаков соединил в этой опере все легенды. Христианство как бы уже существует на Руси, но еще как бы торжествуют языческие боги.Так что классицизм и авангард он сам соединил в одной опере. Действие оперы относится к такой рани человеческой… И того, что творилось в Новгородской республике, никто толком не знает.Тем более западные критики и писатели, которые до сих пор думают, что белые мишки гуляют по Красной площади. И мы решили, что не надо никого разочаровывать. Пусть они будут. Мы сделали спектакль в жанре сегодняшней фантазии на ту тему». Звучат эпическая, монументальная музыка, мелодичные, с детства знакомые арии, радует ухо прекрасный, напевный родный язык. Как отмечал Римский-Корсаков, «что выделяет моего «Садко» из ряда всех моих опер, …это былинный речитатив. Проходя красной нитью через всю оперу, речитатив сообщает всему произведению тот национальный былевой характер, который может быть оценен вполне только русским человеком».

Могучий образ гусляра и купеческого «гостя» создает солист Большого театра и большой друг нашей оперы Анатолий Зайченко ( за рубежом его прозвали «русским Паваротти»). Под стать его эмоционально выразительному тенору и низкий, плачущий голос Любавы (Марина Демидова), и три блистательно исполненные басом, баритоном и тенором арии купецких гостей (Виктор Григорьев, Роман Гранич, Михаил Кожужко).

Постановка «Садко» на саратовской сцене после семидесятилетнего перерыва получилась хоть и неожиданной, но масштабной ( вся труппа на сцене, 300 костюмов пошито для героев действия – помогло областное правительство), впечатляющей, красочной. На днях состоится концертный показ другой великой русской оперы – «Князь Игорь».


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №19 (372)
Автор статьи:  Ирина Викторова
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: