С песней по сцене
Собиновский фестиваль плавно подкатил к своей кульминации - Конкурсу конкурсов молодых исполнителей. Но и все предыдущие десять дней были наполнены до краев.
Причем как-то так получилось, что именно песни, звучавшие на оперной сцене, стали эмоциональными вершинами фестиваля. Но это было заложено в самом его военно-патриотическом посвящении. Заслуженные артисты России Любовь Чиркова и Валерий Черняев второй раз на нашем фестивале. Их прошлогодняя композиции «О Марине и Володе» имела большой успех.Актер играет на прославленной сцене Таганки, заменял Высоцкого во многих спектаклях. Неукротимый темперамент, совершенное владение гитарой и голосом - главным инструментом актера - выводит Черняева в первый ряд «китов» театра-легенды.
Они привезли театрализованный концерт «Бери шинель, пошли домой…». Лидирует в спектакле мужчина. Его бархатный, низкий, с чуть заметной хрипотцой голос зачаровывает сразу. Богатые интонации, вибрируя на самых низких нотах, волнуют до слез. В ход идет только самое лучшее – лучшие стихи о войне, лучшие ее песни. От «историчных» исполнитель органично переходит к военным песням Владимира Семеновича, не педалируя сходства с его тембром и манерой пения. Просто оно есть - как данность, как жар их горячих сердец. Звучат и песни успевшего хлебнуть фронтовой доли Булата.Актриса молчит, меняя только шали и платки по ходу действия.Но молчание ее выразительней любых слов, особенно в сцене прощания. Если читает документальные тексты - чуть отрешенно. Но эта отстраненность придает еще большую силу свидетельствам очевидцев - ленинградской блокадницы и участнику обороны Москвы. Пение с эмоционально разбуженным залом завершает этот необычный концерт. Заметив, что многие из нас впервые занимались коллективным пением в оперном театре, Черняев пообещал привезти еще один камерный спектакль, который проехал с ними от Калининграда до Камчатки и от Израиля до США («Я - Есенин Сергей»).
С немалым подъемом прошел также концерт Брандт Брасс ансамбля. Этот свой первый проект, посвященный Отечественной войне, он сделал вместе с артистом тюза Киселева Ильей Володарским.Наша знаменитая брасс-десятка (единственная в своем роде) не только виртуозна в игре на трубах, но еще и очень артистична. Что показал концерт, где музыканты умело подыгрывали «Васе Теркину».
Апофеозом советской песни и ее безусловного лидера Исаака Дунаевского стал день фестиваля «В стиле ретро». Театрализованный концерт на музыку Дунаевского (режиссер Андрей Сергеев, сценограф Сергей Болдырев, музыкальный руководитель и дирижер Юрий Кочнев) был уже однажды показан – на XXI фестивале. В его программу вошли шлягеры замечательного композитора: марши, песни из кинофильмов, лирические песни. Солисты оперы, балета, хор, оркестр театра заняты в этой масштабной постановке. Пленительной мелодичностью песен, красотой их исполнения, бесспорной удачей режиссуры она снискала любовь зрителей. Два года назад ждали на премьеру сына Дунаевского.Максим Исаакович смог приехать лишь сейчас. И вновь на сцене Собиновского спектакль «В стиле ретро». Только за дирижерским пультом в начале и в конце (когда звучат марши) не Юрий Кочнев, а композитор Максим Дунаевский.
Песня «Широка страна моя родная» в исполнении мощного баса Владимира Верина, подхваченная переполненным залом (люди стояли на ярусах), поднявшимся в едином порыве, прокатилась высокой волной. Ностальгия по великой России сильна в народе, и значит, будет со временем наша страна и богатой, и могучей.
Дунаевский-сын назвал саратовскую аранжировку песен отца и ее исполнение «самым удачным»: «Честно говоря, я не ожидал, что будет так прекрасно», - заметил на встрече с журналистами Максим Исаакович. - Не только в смысле качества исполнения, я имею в виду энергетический фактор, который воздействовал на зрителя. И зритель отреагировал, принял восторженно. Ценно и то, что у вас происходит живое симфоническое общение с этой музыкой, а не через фонограмму».
Максим Дунаевский - сам очень известный композитор-песенник, поднявшийся на вершину лестницы успеха, автор музыки к культовым фильмам про мушкетеров, «В поисках капитана Гранта», «Карнавал», «Мэри Поппинс, до свиданья!». Он рассказал о своем новом мюзикле, который написал специально для вокалистки такого класса, как Лариса Долина. Там играет и поет Дмитрий Харатьян, у которого очень хорошо идут характерные роли. И возможно, Дунаевский сможет включить новое произведение в будущую афишу Собиновского.
Более характерные для классической сцены показы опер и балета в рамках фестиваля («Князь Игорь», «Пиковая дама», «Лебединое озеро») тоже прошли успешно. Украинский солист в последний момент не смог исполнять арию князя Игоря, и его отважно заменил наш Александр Багмат. Постепенно справившись с понятным волнением, составил сильный дуэт Кончаку из Большого театра (Михаил Гужов). В великолепной опере Чайковского блестяще солировали молодые московские гости Марина Лапина и Роман Муравицкий. Но и наши вокалисты Владимир Верин, Роман Гранич, Александр Баев (троица карточных «друзей» Германа) были на высоте. Жаль, сама постановка оперы получилась очень уж какой-то «позапрошлостолетней».
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №20 (373)
Автор статьи: Ирина КРАЙНОВА, фото автора и Бориса НАЙДОВИЧА
Рубрика: Культура