Яндекс.Метрика

Возвращение Мастера

Возвращение Мастера

Открылись чтения в музее Федина, который официально именуется также «Домом русской литературы XX века» – согласно его экспозиции.

В рамках трехдневной программы писатели – местные и московские – побывали в Калининском районе, на родине Алексеева, где ознакомились с выставками «Вестник души народной»(жизнь и творчество писателя) и «Прогулки по Баланде» (картины саратовских художников), приняли участие в церемонии вручения литературных премий Саратовской области имени Алексеева и членских билетов Союза писателей России. На другой день в областном доме науки и культуры проходило закрытие III областного литературного конкурса к 65-летию Победы «Здравствуй, племя младое, незнакомое!». Почетные гости Алексеевских чтений на нем тоже побывали.

Мероприятия, приуроченные к дню рождения выдающегося писателя, организованы министерством культуры области вместе с Союзом писателей России и его региональным отделением. Поэтому представительство было очень солидное. Приехали из Москвы секретари правления Союза писателей России Андрей Николаевич Печерский – главный редактор газеты «Русь державная», Александр Иванович Казинцев – заместитель главного редактора журнала «Наш современник», дочь писателя Лариса Михайловна Алексеева. На круглый стол в фединский музей пришли саратовские писатели, общественные деятели, ученые, директора музеев и библиотек. На заседании, озаглавленном научно строго: «Произведения Михаила Николаевича Алексеева как исторический эквивалент бытия своего народа» – выступил министр культуры области Владимир Синюков. И произнес не «дежурную» торжественную речь, а слово взволнованное и наболевшее. Произведения почетного гражданина Саратова Михаила Николаевича Алексеева «Солдаты», «Ивушка неплакучая», «Вишневый омут», «Драчуны», «Мой Сталинград» вошли в анналы русской и советской литературы. Его герои - простые люди, воины, пахари, русские женщины. Казалось бы, все это, в связи с социальными переменами, стало от нас уходить. Но патриотическая проза Алексеева выдержала проверку временем. И обрела, подчеркнул министр, новые смыслы, поскольку литература нисколько не потеряла свои позиции: «Есть определенная перегруппировка сил, но проблемы, вызовы времени сейчас еще более фундаментальны: глобализм, утрата культурной идентичности, безнравственность…»

Владимир Николаевич говорил о рождающейся на наших глазах традиции больших Алексеевских чтений, которые прежде всего отдают дань памяти славному писателю. Но есть желание превратить их и в новую площадку для литературных и «музейных» дискуссий, для привлечения молодежи.

Затем слово взяла дочь писателя Лариса Михайловна Алексеева. Она хоть и родилась в Вене, где служил после войны ее отец, всегда чувствует себя здесь, на Волге, как дома. Дочь немного рассказала о совместной работе с отцом. Как литературный редактор, она готовила к публикации его романы и повести. На ее глазах создавались и знаменитый «Хлеб – имя существительное», и социально острые, неожиданные в творчестве «военного» и «деревенского» писателя «Драчуны».

Помню потрясение, которое испытала я, прочитав эту пронзительную повесть Алексеева о «голодоморе» в разгар советской власти в Поволжье. Надо было иметь гражданскую смелость, чтобы написать об этом так честно и сильно, как сделал наш земляк. Выступивший на заседании Казинцев отметил, что впервые видит на встрече с писателями представителей власти (обычно они игнорируют подобные мероприятия), и рассказал непростую историю публикации «крамольной» повести Алексеева в «Нашем современнике». «В шестом-седьмом номерах без сучка без задоринки прошли первые части «Драчунов», а вот с основной частью, где было первое в советской литературе слово о страшном голоде начала 30-х годов, были огромные трудности. Замредактора Селезневу, который внешне был настоящий витязь в дозоре на границе Руси, пришлось отстаивать эту публикацию, поскольку главный редактор был в отпуске. А цензура требовала к ответу». Но Михаил Николаевич был уже Героем Соцтруда,  лауреатом госпремий: пусть с купюрами, но повесть была опубликована. Алексеев, хоть и писал о повседневном и обычном, уже причислен исследователями к наследникам великой русской литературы. Его герои и в особенности героини, которых он как-то очень жалел и понимал, очерчены выпукло, написаны любовно. А уж как он любил свое Монастырское – все его произведения написаны об этом «маленьком, крохотном уголке, кусочке родной земли». Окающим говорком волжанина писатель с экрана (видеозапись) назвал его родничком, из которого сколько ни черпай, а он знай себе прибывает.

Великолепный публицист Казинцев вовремя привел мудрые слова Жуковского (они сыграли большую роль в нашей дискуссии на круглом столе): «Да, нашему Отечеству нужна правда. Но правда бывает разная. Есть правда любви и правда ненависти». Два выступления на встрече выбились из общего тона. Одно напомнило нам, что жизнь литератора и его творчество – не одно и то же. Саратовский писатель привел эпизод, когда Алексеев подписал письмо против Твардовского как редактора «Нового мира». Саратовский журналист, любитель выискивать компромат на всех и вся, очень путано рассказал еще о каком-то «коллективном» письме. Все живые люди, все могут ошибаться. Но как точно сказала в заключительном слове профессор филологии Тамара Белова, нельзя смешивать общественные акции и художественное слово, образный мир писателя. Это то, что остается после большого художника. Когда-то всенародно любимые «Ивушка неплакучая» и «Вишневый омут», созданные рукой Мастера, к нам опять возвращаются. Есть правда с ненавистью, а есть правда с любовью. К людям, к народу, к родной земле. Правда Алексеева – она с любовью.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №22 (375)
Автор статьи:  Ирина КРАЙНОВА, фото Игоря ЧИЖОВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: