Современные требования к управлению охраной труда работников
Современное социально-экономическое положение России с особой остротой обозначило многие проблемы, требующие выработки новых концептуальных подходов в области условий и охраны труда. Охрана труда как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности не может рассматриваться в отрыве от социально-экономического положения организации, в которой они трудятся, и состояния рабочих мест, потому что тесно связана с современным состоянием экономики, окружающей среды, основных фондов, уровнем лечебно-профилактического обслуживания, обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты работающих, с качеством образования и обучения, научным и информационным потенциалом.
В процессе модернизации российской экономики создание безопасных условий труда на рабочих местах становится общегосударственной задачей. В ежегодных посланиях президента Российской Федерации Федеральному собранию и решениях Правительства Российской Федерации предусматривается последовательная направленность на сохранение здоровья работающих как проблему государственного масштаба и высшего национального приоритета. Создание безопасных условий труда на рабочих местах в сочетании с мерами по улучшению качества жизни и здоровья граждан за последние годы выдвигается на первый план.
Говоря о совершенствовании государственного управления охраной труда, профессиональной компетенции, мы должны в первую очередь иметь в виду системный подход ко всему спектру решаемых задач в этой области и отдельных элементов системы в том числе. Итог данной работы должен быть очевидным - это снижение рисков повреждения здоровья работников, создание безопасных условий труда на рабочих местах.
В обеспечении права каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, предусмотренного статьей 37 Конституции Российской Федерации, ведущая роль принадлежит руководителю, права и обязанности которого в этом плане определены Трудовым кодексом. Эта работа проводится во взаимодействии с профсоюзными органами.
Принимаемые в нашей стране за последние годы меры дают определенные результаты в части снижения производственного травматизма, в том числе и со смертельным исходом, однако общая обстановка остается серьезной. Высокие показатели травматизма и профзаболеваемости в Российской Федерации объясняются высоким удельным весом добывающих видов экономической деятельности и первичной переработки природных ресурсов, которые в основном расположены в регионах со сложной природно-климатической обстановкой. Наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом наблюдается в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающие производства, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь.
К сожалению, за последние годы неуклонно растет доля занятых на работах, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. К началу 2010 года в целом по России – 27,5%, а в таких видах экономической деятельности, как промышленность, текстильная, черная и цветная металлургия, электроэнергетика, тяжелое машиностроение, доля работающих в таких условиях составляет одну треть и более.
В целях сокращения уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в качестве приоритетного направления становится переход в сфере охраны труда от принципа реагирования на страховые случаи к системе управления профессиональными рисками, включая информирование работников о соответствующих рисках на производстве. Развитие этой системы в России осуществляется прежде всего за счёт внедрения прогрессивных методов организации охраны труда на рабочем месте, для чего принимаются меры по существенному повышению общей культуры охраны труда, в соответствии с требованиями МОТ.
Особое внимание придается усилению роли социального партнерства в перераспределении солидарной ответственности между государством, работодателем и работником в системе охраны труда и управления профессиональными рисками в зависимости от степени влияния каждой из сторон на управление риском. Необходимо обеспечить проведение организационно-правовых, финансово-экономических, производственно-технологических, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических мер, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников.
Приоритетной становится задача поиска механизмов, заставляющих работодателей вкладывать средства в охрану труда и прежде всего в обеспечение и улучшение безопасных условий на рабочих местах, своевременный инструктаж, обучение и проверку знаний правил технической эксплуатации оборудования, поддержание на должном уровне контроля охраны труда, проведение соответствующих организационно-технических мероприятий. Важно создать такие стимулы, которые побуждали бы каждого работодателя выделять средства на указанные цели в необходимом объеме с учетом государственных нормативных требований.
Современный законодательный процесс выступает как действенное средство разрешения конкретных противоречий гражданского общества. Насколько совершенно законодательство в области социально-трудовых отношений, практически настолько же совершенны и сама система управления охраной труда, ее эффективность, в том числе и экономические механизмы.
Массив нормативных материалов весьма обширен. В настоящее время в Российской Федерации действует 20 кодексов, более 60 законодательных актов, непосредственно затрагивающих вопросы охраны труда, 400 государственных стандартов по охране труда, 900 отраслевых стандартов, 150 санитарных и гигиенических правил и ряд других. В электронных библиотеках Интернет размещено более 2000 нормативных документов по охране труда.
Новый Трудовой кодекс Российской Федерации повысил значимость коллективно-договорных мероприятий трудовых отношений, передав в эту систему установление и регулирование большинства норм социально-трудовой сферы. С 2001 года в него внесено 30 изменений и дополнений, большинство из которых затрагивают вопросы охраны труда. Постоянно проводится комплексная ревизия всего российского трудового законодательства в целях устранения противоречащих друг другу норм, избыточных подзаконных актов и инструкций, и эти задачи в настоящее время находятся в стадии разрешения.
За последние годы на федеральном и региональном уровнях органов исполнительной власти по труду всё в большой мере уделяется внимание вопросам экспертизы условий труда. Для выстраивания конструктивного диалога социальных партнеров крайне важно развитие процедур государственной экспертизы путем более активного вовлечения в процессы обсуждения планируемых решений представителей гражданского общества, общественных объединений и экспертных сообществ. Очень важно, чтобы учет заключений экспертизы стал обязательной нормой при принятии важнейших управленческих решений на всех уровнях власти. В этих целях в настоящее время создается сеть лабораторий государственной экспертизы условий труда, которые размещены на базе нашего института в г. Москве и трёх его филиалах: в городах Саратов, Екатеринбург и Челябинск.
Только с учетом осуществления согласованных действий и комплексного подхода по дальнейшему совершенствованию системы управления охраной труда, проводимых органами государственной власти как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления, объединениями профессиональных союзов и объединениями работодателей, ведущими научными институтами, службами охраны труда организаций и учреждений, можно решить поставленные задачи, обеспечить снижение травматизма и внести достойный вклад в улучшение демографической ситуации в стране.
Качественное обучение вождению детей. Детская автошкола в Санкт-Петербурге "Умный водитель" проводит обучение вождению детей разных возрастов. Лучшая автошкола для детей в России! |
---|
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №25 (378)
Автор статьи: Н.П. Пашин, генеральный директор ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда», доктор экономических наук, профессор
Рубрика: Общество