Яндекс.Метрика

Широкий жест в два миллиарда

Широкий жест в два миллиарда

В 5,6 раза за последние пять лет возросли расходы областного бюджета на предоставление мер социальной поддержки. В том числе на поддержку и социальные льготы для пожилых граждан и инвалидов – в 6,3 раза, а на социальные льготы для семьи и детства – в 3,4.

В этом году на прямые социальные выплаты будет направлено в общей сложности 8,9 миллиарда рублей. Правда, несмотря на достаточное количество средств на социальную поддержку граждан, в этой сфере все еще остаются нерешенные проблемы. Но, как полагают в министерстве социального развития Саратовской области, решить их можно без увеличения бюджетных расходов.

За последние пять лет система социальной защиты в Саратовской области вышла на качественно новый уровень. Были сделаны серьезные вложения в укрепление материально-технической базы, информатизацию, в том числе в создание электронного социального регистра населения, регламентацию и стандартизацию государственных социальных услуг. Меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством, предоставляются для 1,25 миллиона жителей области (около 50% населения области).

К сегодняшнему дню решены многие проблемы, которые остро стояли еще в 2004 году. Например, ликвидирована очередь в стационарные учреждения социального обслуживания населения области (на начало 2005 года очередность составляла более 300 человек) и на надомное обслуживание (на начало 2005 года очередность составляла около одной тысячи человек). Кстати, в Приволжском федеральном округе эта очередь ликвидирована всего в четырех субъектах — Татарстане, Башкортостане, Пермском крае и у нас.

Серьезно снизился за пять лет уровень детской безнадзорности – с 2,54 до 1%. С 1,5 до 0,8% снизилась доля семей, находящихся в социально опасном положении. Надо отметить, что среди субъектов ПФО этот показатель наименьший лишь в Саратовской области и Республике Татарстан.

Количество пожилых людей и инвалидов, которых работники социальных служб обслуживают на дому, выросло с 695 до 714 человек на 10 тысяч пенсионеров (в среднем по России этот показатель составляет 408 человек на 10 тысяч пенсионеров).

Однако не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Если обратить внимание на график, то заметно, что с 2005 года значительно выросли расходы на социальную поддержку ветеранов и инвалидов. Семья и дети же получают гораздо меньше средств, чем того заслуживают. По сути, основные выплаты денежных средств идут на детские пособия, которые выплачиваются только тем семьям, которые находятся за чертой бедности.

– Сейчас в нашем регионе проживает 440 тысяч детей, на половину из них, то есть на 220 тысяч, выплачивается детское пособие, – говорит министр социального развития Саратовской области Владимир Чернышев. – То есть у нас половина семей с детьми живет за чертой бедности. При этом по факту за чертой бедности нет ни одного пенсионера. Получается, что бедность концентрируется в семьях с детьми. Именно они сейчас нуждаются в социальной поддержке. Причем поддержать их можно, не лишая льгот ветеранов и инвалидов. Надо просто пересмотреть некоторые позиции в законодательстве, которые привели к столь значительному разрыву между социальной поддержкой семьи и детства и социальной поддержкой остальных групп населения.

Причина столь серьезного роста расходов на социальную поддержку ветеранов и инвалидов скрывается в 2004 году, когда депутатами областной думы предыдущего созыва был принят закон регионального значения, который распространил действие некоторых льгот, прописанных в федеральном законе «О ветеранах», на членов семей ветеранов, проживающих вместе с ними. А в 2005 году вышел 122-й федеральный закон, в соответствии с которым все полномочия в области социальной защиты были переданы на уровень региона. При этом там была прописана одна очень важная формула: любые изменения регионального законодательства в сфере социальной защиты не могут ухудшать положение гражданина по сравнению с тем, что было раньше. Льготы для совместно проживающих с ветеранами благополучно перекочевали в 2005 год, и прокуратура не разрешила их отменить, поскольку это вошло бы в противоречие с федеральным законодательством.

Затем все тот же созыв принял закон о ветеранах труда Саратовской области, согласно которому гражданин получает звание ветерана труда за долголетний стаж. Льготы автоматически распространились и на членов семей ветеранов труда. И все же пока льгота на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставлялась в натуральном виде, нагрузка на бюджет увеличивалась не так сильно. А потом пришли 2008 год, 185-й закон и программа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Попасть в нее и получить деньги на строительство и отселение граждан из ветхого и аварийного жилья можно было только при одном условии – монетизировав льготы. Как раз в этот момент центр отказался софинансировать социальные обязательства в отношении ветеранов. Получилось как всегда: полномочия в регионы отдали, а деньги – забыли. В социальные службы области пришли ветераны и члены их семей, и 4,2 миллиарда превратились в 7,5 миллиарда рублей. В итоге широкий жест областных депутатов обошелся областному бюджету более чем в два миллиарда рублей.

Каким может быть выход из этой ситуации? Необходимо пересмотреть закон, который распространяет льготу по оплате коммунальных услуг на членов семей ветеранов. Отмена этих льгот никак не ухудшит положения самих ветеранов, а банкиры и предприниматели, да и просто нормально зарабатывающие граждане, проживающие рядом с ветеранами, в льготах не нуждаются. Отмена этого закона высвободит более полумиллиарда рублей в год, которые как раз можно будет направить на социальную поддержку семей с детьми, потому что в реальной соцподдержке сегодня нуждаются именно семьи с детьми.

– Мы могли бы легко принять законы, которые откладываем в течение трех лет из-за недостатка средств в бюджете, – комментирует ситуацию Владимир Чернышев. – А среди них и пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет, и монетизация обеспечения питания беременных и кормящих матерей, а также детей до трех лет, чтобы женщины получали живые деньги и покупали каши и смеси на свое усмотрение. Да мало ли способов поддержки? При этом льготы для самих ветеранов были бы сохранены в полном объеме. Мы считаем, что на сегодняшний день объем социальных обязательств достаточен. Только надо перераспределить меры, сделать их более адресными.

Структура расходов средств, направленных на социальную поддержку населения области, млрд руб.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №34 (434)
Автор статьи:  Полина ПШЕНИЧНАЯ
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: