Яндекс.Метрика

Не замерзнуть в дороге...

Не замерзнуть в дороге...

Столбик уличного термометра неуклонно ползет вниз, в сторону отрицательных значений. Настоящих холодов и снега Саратовская область в нынешнем году еще не видела, но опыт других регионов, которые в течение считанных часов оказывались в снежном плену, призывает задуматься над тем, насколько регион и, в частности, транспортники готовы к зиме. Очередная проверка экспертов министерства транспорта и дорожного хозяйства коснулась городского и пригородного электротранспорта, на которые приходится половина всего пассажиропотока Саратова.

Тепло и комфортно

Российские железные дороги переживают в настоящее время период реформирования, цель которого – сделать услуги более комфортными. Обладая необходимыми ресурсами, ОАО «РЖД» планомерно вкладывает средства в модернизацию подвижного состава. В частности, в пригородных электричках нашего региона редко бывают проблемы в зимнее время. Все вагоны оснащены автоматизированной системой отопления, которая начинает функционировать, как только температура на улице опускается ниже +14°С. Вагоны пригородных электропоездов далеко не новые, однако отвечают всем необходимым требованиям: они чистые снаружи и внутри, большинство оборудовано мягкими сиденьями, температура в них комфортная – выше +20°С. В этом убедились специалисты минтранса, которые проводили соответствующие замеры во время инспекционного выезда.

Опрос пассажиров нескольких электропоездов, отправляющихся от Саратова, показал, что причин для недовольства у жителей нашей области просто нет. Еще одно из преимуществ железнодорожного пригородного транспорта (оно, безусловно, является главным) – строгое соблюдение графика движения. Какие-либо сбои, если они случаются, обусловлены настоящим форс-мажором, а такое бывает крайне-крайне редко. Проезд по городу в электричках стоит ровно столько же, сколько проезд в любом другом общественном транспорте – 10 рублей. Для жителей отдаленных районов Саратова электричка является прекрасной альтернативой, чтобы добраться до центра и обратно, минуя дорожные заторы.

Экстремальный транспорт

С другим видом электротранспорта – трамваями – дела в Саратове обстоят намного хуже. Инспекторы минтранса и журналисты проверили только маршрут № 11, следующий из центра в Ленинский район, но проблемы в его работе характерны для всех действующих в нашем городе трамвайных линий.

Время ожидания трамвая в направлении поселка Солнечного составило более 25 минут. Горожане, привыкшие к подобным «перерывам» в движении, делились мнением о том, насколько плохо организована работа электротранспорта. Удобных, да что там удобных, хоть каких-нибудь остановочных павильонов по пути следования удаленных от центра маршрутов нет. Городская администрация лишь недавно озаботилась этим актуальным вопросом, и когда «прогресс» дойдет до окраин, неизвестно. Так что ждать задержавшийся в пути трамвай приходится под открытым небом. Хорошо, если на дворе сухая и теплая осень, как сейчас, а вот под палящим солнцем, под дождем или во время снежной и морозной зимы такое положение дел приемлемым не назовешь.

Пенсионер Валерий Ефимов подтвердил, что очень часто трамвай приходится ждать 30–40 минут. Еще один нюанс в том, что трамвая можно ждать, но так и не дождаться. Постоянное нарушение графика движения не дает возможности ожидающим пассажирам оперативно понять, задерживается трамвай или по каким-то причинам просто не ходит в это время. По мнению инициативного пенсионера, должна быть разработана какая-то система оповещения на остановочных пунктах. Представить, что кто-то специально едет по маршруту и предупреждает, что трамваи не будут ходить в определенный период, весьма сложно. Эффективность такого оповещения будет весьма низкой: предупредили одних, через пять минут подойдут другие, которые тоже потратят почти час личного времени, чтобы дождаться трамвая. Подобная система информирования пассажиров сможет существовать только тогда, когда все транспортные средства будут оснащены системами спутниковой навигации ГЛОНАСС, а на каждой остановке появятся электронные табло, куда информация будет передаваться в режиме реального времени. Подобные системы успешно эксплуатируются за рубежом и уже находят свое применение в Москве и Санкт-Петербурге. Когда новые технологии будут внедрены в Саратове, трудно даже предполагать.

Треть из опрошенных пассажиров трамвая сказали, что зимой практически не пользуются этим видом транспорта. Долгое ожидание на морозе – лишь одна из причин. Дело в том, что температура в салоне трамвая зимой ничуть не отличается от уличной. Почему так происходит, становится понятным сразу. Две из трех дверей в вагоне, где совершила поездку инспекционная группа, в закрытом состоянии имели зазор порядка 10 см. Если учесть отсутствие отопления в вагоне, очевидно, что такую «вентиляцию» готовы терпеть немногие, например, те, кто не имеет возможности выбрать альтернативный автобусный маршрут.

Когда к остановке приближается дребезжащий и грохочущий трамвай, двери которого открываются с характерным бряканьем, трудно представить, что мы живем в век высоких технологий. Например, в Санкт-Петербурге большие стекла современных трамваев защищены специальной перфорированной пленкой, которая не позволяет проникать в салон прямым солнечным лучам, создавая дополнительный комфорт для пассажиров. В Саратове же стекла «защищает» не пленка, а устойчивый слой пыли.

Создается ощущение, что проржавевшие и обветшалые вагоны не разваливаются только благодаря многочисленным слоям краски. Обстановка в салонах ничуть не лучше: разбитые лампы освещения, подклеенные изолентой, рудименты в виде компостеров, пробитые стенки с практически сквозными дырами на улицу, грязные и ветхие сидения. Не холодно в трамваях только благодаря теплой осенней погоде. Но уже очень скоро ситуация изменится, и набор спецэффектов для экстремальной поездки будет завершенным.

Чем дальше, тем страшнее

Это определение напрямую касается территориального распределения троллейбусов по маршрутам в Саратове. Чем дальше от центра пролегает маршрут, тем старше, и, соответственно, хуже подвижной состав.

Активное участие в программах софинансирования из федерального бюджета позволили Саратовской области закупить в 2008-2009 годах более ста современных троллейбусов, оснащенных электронными табло, системами отопления и даже подъемными пандусами для перевозки людей с ограниченными возможностями. Однако если город Энгельс целиком обновил парк троллейбусов, то Саратову справиться с такой задачей не удалось. В центре на маршрутах действительно курсируют удобные и комфортные машины, но стоит углубиться в Ленинский район, картина кардинально меняется. Давно отслужившие свой эксплуатационный срок, все в заплатах снаружи и внутри, троллейбусы продолжают перевозить пассажиров и по 7-му, и по 11-му маршрутам.

Температура в салоне ветхих троллейбусов для осени вполне приемлемая, +18°С. Что будет зимой, покажут очередные проверки. Опыт прошлых лет говорит о том, что такого безобразия, как в трамваях, тут не бывает, хотя и до комфортных условий далеко.

Особых нареканий к линейной дисциплине от пассажиров участники рейда не услышали, все понимают, что от пробок никто не застрахован. Ведь в отличие от трамваев троллейбусы не имеют выделенной полосы для движения, и надеяться, что таковая появится на узких саратовских дорогах, даже не стоит. Качество обслуживания пассажиры сдержанно оценивают как приемлемое. Впрочем, отсутствие претензий со стороны пассажиров свидетельствует скорее не о качественной работе горэлектротранспорта, а о том, что саратовцы уже привыкли к его плохой работе и довольствуются малым.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №44 (397)
Автор статьи:  Инга Зимина
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: