Сергей ТКАЧЕВ: «Мой мюзикл стоило бы дописать»
Так уж повелось, что в театре самыми «главными» считаются актеры и режиссеры. Но качество спектакля во многом зависит и от других творческих работников, редко вызываемых на поклон и лишь указываемых в программках. Речь идет о завмузе – человеке, отвечающем за музыкальное оформление спектакля. Бывает, завмузы сами пишут оригинальную музыку к постановкам, которая иллюстрирует, а то и дополняет режиссерский замысел.
Заведующего музыкальной частью саратовского тюза Сергея Ткачева можно смело назвать соавтором всех спектаклей, поставленных в театре за несколько десятилетий. Сегодня мы с ним беседуем о тайнах профессии, о собственных взглядах на жизнь, о современной музыке.
– Сергей, в числе своих знаменитых выпускников ваше имя называют ведущие саратовские учебные заведения. Вами гордятся бывшая школа №13 и мехмат СГУ. В какой момент жизни вы выбрали музыку и театр?
– Я принадлежу к тому счастливому поколению молодых людей, у которых крыша поехала на творчестве «Битлз». Тогда всем нам казалось, что мы можем сотворить нечто похожее. Слава Богу, таких сумасшедших очень много во всем мире и по сей день. И дело «Битлз» продолжается.
Везде, где учился, организовывал музыкальные группы и ансамбли. Творчество в нас кипело и выходило за рамки «совдеповского» маразма норм и правил. Поэтому университет дал только диплом, а участие в университетской группе «Эксперимент» подвело к здравой мысли о том, что математиком мне не быть, а быть музыкантом. Причем музыкантом импровизирующим. Поиск себя оказался долгим, но каждый этап его ярким и незабываемым. Это работа в оркестре Саратовского театра драмы, джазовом ансамбле Бориса Золотарева, совместные выступления с музыкальным коллективом под руководством Николая Левиновского, гастроли по всей стране с оркестром Анатолия Кролла. Кстати, не так давно то мое старинное знакомство помогло организовать гастроли оркестра Кролла в Саратов.
А с ТЮЗом у меня завязки давние. Еще в 1979 году я написал музыку к спектаклю «Следствие» и ее неожиданно одобрил Юрий Киселев. И предложил вакансию заведующего музыкальной частью ТЮЗа. Потом были «Ответственность», «Как важно быть серьезным» и т.д.
Так с 1985 года я работаю в нашем театре. За 23 года ТЮЗ стал моим домом и моей семьей. Написал музыку к 28 спектаклям, более чем к 60 постановкам подбирал музыкальное оформление. «Холодное сердце» – моя последняя полностью композиторская работа.
– За это время столько всего поменялось – театр, режиссеры, три поколения зрителей выросло! Музыкальные вкусы и пристрастия детей уже другие. И поклонников «Битлз», к сожалению, становится все меньше. Сложнее, наверное, становится подбирать ноты не только к спектаклю, но и к сердцам юных зрителей?
– В таком деле как театральное искусство никому не приходит в голову заигрывать со зрителем. Эту унизительную функцию выполняет поп-культура. В театре режиссер доверяет зрителю те мысли, которые его тревожат и будоражат ум. Это – основа для будущего музыкального оформления спектакля.
Но вы правы, приходится держать нос, или, как в нашем случае, – ухо по ветру. Так, в спектакль Юрия Ошерова «Проданный смех» я пригласил молодого композитора Павла Матвеева, который написал музыку по тем временам весьма продвинутую. Там был и металл, и рэп, и брейк-данс.
– Почему у нас в Саратове ни разу не ставили детский мюзикл?
– На самом деле в ТЮЗе очень много музыкальных спектаклей. И многие могли бы называться мюзиклами. Та же «Маленькая Баба Яга», музыку к которой писал Анатолий Кац. Там одних вокальных номеров порядка 15–17. Я сочинял музыку к спектаклю «Лавка древностей» по Диккенсу. Там было все – 22 песни, танцы, музыка. И прозвучало предложение назвать его детский поп-мюзикл. Но не сложилось…
Есть мечта поставить в ТЮЗе рок-оперу. Я давно написал на либретто Юлия Кима музыкальный фрагмент по «Тилю Уленшпигелю». Но потом вышел фильм Алова и Наумова «Легенда о Тиле». Пошел, посмотрел и испытал полное разочарование. Книга заканчивается фразой: «И он ушел, распевая свою десятую песню, но никто не знает, когда он спел последнюю». А в фильме нет ни одной песни! Так что мой мюзикл можно спокойно дописать.
– А бывало так, что взгляды режиссера и ваше музыкальное прочтение спектакля расходились?
– В драматическим театре музыка – это средство. Главное действо происходит на сцене. И музыкальная тема не должна мешать неизбежному приближению катарсиса. Я пишу в разных стилях, исходя из поставленных задач. И театр в этом отношении даёт композитору самые разные возможности. Где-то требуется стилизация или аллюзия на стиль, какие-то простые гармонии, а где-то — экспрессионизм, самые последние достижения авангарда, звуковые эксперименты.
Чем больше занимаешься музыкой, тем больше понимаешь, что живой звук не сопоставим ни с чем на свете! А мне в этом плане повезло. Увлекательной была работа над новой постановкой «Много шума из ничего». В музыкальном отношении получился очень любопытный спектакль. Помогло мое юношеское увлечение музыкой эпохи Возрождения. Актеры притащили в театр все свои музыкальные архивы. Мы слушали, сравнивали, выбирали лучшее из лучшего. Нашли потрясающую фишку – песню живьем исполняет актер и вместе с ним на сцену выходит скрипач и тоже играет вживую. Поверьте, зритель испытывает особые чувства, когда на сцене драматического театра звучит живая музыка
– Какие спектакли других театров произвели на вас впечатление с точки зрения музыкального оформления?
– Я стараюсь быть наивным зрителем и анализировать увиденное, оставшись наедине с собой. Не выношу штампы. Недавно слышу «А в Париже весна» и заиграл аккордеон. Меня чуть не стошнило. Ну зачем так примитивно?
Когда-то лидером театральной музыкальной культуры был Ленком с их ошеломительными рок-операми «Юнона» и «Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты». Сейчас, казалось бы, при большом количестве музыкальных и «околомузыкальных» спектаклей сформировать свои предпочтения сложнее. В Питере, например, есть потрясающий детский музыкальный театр «Зазеркалье». Кстати, главный режиссер Александр Петров поставил в ТЮЗе «Крошку Цахеса» и «Старосветскую любовь». По тому, как сделано музыкальное оформление, театр очень интересный.
– 2008 год – юбилейный для ТЮЗа. Какие планы у театра и лично у вас?
– В ближайшее время ТЮЗ едет на гастроли в Америку. Везут «Дядюшкин сон» и «Конька-горбунка». В оформлении «Конька» я использовал музыку Стравинского. Наши люди считают его русским композитором, а американцы – своим. Так что трудностей в восприятии не будет. В ближайших планах – сделать запоминающийся творческий вечер к 90-летию театра. В сентябре в Саратове состоится всероссийский театральный фестиваль. Я воспринимаю все это как некую творческую лабораторию, ступень к развитию.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №20 (280)
Автор статьи: Ирина ПЕВЦОВА
Рубрика: Культура