Все идет по Генплану
Генеральный план городской застройки, о который было сломано столько бюрократически копий, наконец-то обрел мощь нормативного документа. Гордумцы приняли подготовленную местными архитекторами схему развития областного центра на ближайшие 17 лет. А 31 марта на внеочередном заседание коллегии при главе администрации Саратова Вячеславе Сомове разработан ряд конкретных мероприятий по реализации новой концепции развития.
– Генплан посвящен решению самых актуальных проблем областного центра, – говорит главный архитектор города и основной вдохновитель документа Владимир Вирич. – По сути, он вобрал в себя все те проблемы, которые десятилетиями фигурировали в нашей градостроительной документации…
Казалось бы, столь значимый документ должен учитывать мнения заинтересованной общественности. Например, включать в себя корректировки от гражданских инициатив, домовых комитетов. Тем более что общественные слушания по Генплану прямо прописаны в федеральном законе. Однако установить, насколько эта важнейшая функция местного самоуправления реализована, не представляется возможным. О слушаниях по Генплану, которые проходили прошлой осенью, были проинформированы лишь горстка общественников и пригнанные для «массовки» студенты. Последние, естественно, послушно голосовали за передачу плана в следующую инстанцию…
В общем, местные власти сделали все, чтобы свести к фикции право граждан на участие в выработке решений. Спасибо, что хоть разрешили постфактум ознакомиться с утвержденным документом, касающимся каждого саратовца. Среди разделов проекта – комплексная транспортная схема; ТЭО водоснабжения и теплоснабжения; схемы водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, инженерной подготовки территории города, телефонизации и радиовещания, охраны окружающей среды. Владимир Вирич не устает акцентировать внимание на главной составляющей документа:
– Красной нитью во всех решениях нового генплана проходит гуманистическая идея, отраженная в самом крупном его разделе «Охрана окружающей среды», несмотря на то, что действующий Градостроительный кодекс вообще не требует разработки такого раздела. Но ведь главная цель генплана – создание благоприятной и безопасной среды.
Озаботиться есть чем. Саратов входит в тридцатку самых загрязненных городов России. Однако слова Вирича вступают в противоречие с его же заявлением, сделанным в процессе слушаний. Тогда, в ответ на недоумение зала по поводу предложения «срезать» часть Детского парка для расширения автомобильного объезда, главный архитектор сослался на некие «исследования», согласно которым парк сам является неблагоприятной зоной, так как «вследствие атмосферных перверсий его насаждения накапливают пыль и загрязняющие осадки». Может ли такой «убедительный» аргумент заставить усомниться в заботе архитектора об окружающей среде?..
Есть, впрочем, и положительные тенденции. К примеру, обещано ограничить застройку Кумысной поляны. Набережную собираются расширить и благоустроить на всем протяжении вплоть до района Улешей.
Решение транспортных проблем – одна из самых актуальных тем в контексте принятого Генплана. Ведь последние 25–30 лет при постоянном увеличении плотности и интенсивности потоков транспорта соответствующая инфраструктура практически не развивалась. Вирич обозначил основной путь выхода из кризиса: перенос трамвайных линий за пределы городского центра. Одно из важнейших положений общей транспортной схемы – воссоздание кольцевой автомагистрали, включающей ул. Соколовую и Горную, транспортные развязки 1-й Дачной, а также реконструкцию Большой Садовой на всем протяжении. Помимо этого, планируется расширение ул. Соколовой и Большой Горной. По их протяжению выстроят автостоянки, освобожденные от ветхого жилья.
Кстати о жилье. Как будет осуществляться расселение при сносе старых домов, становится понятным из слов заместителя главы администрации Саратова по градостроительству Юрия Земскова:
– Мы не город-музей. Сохранить центральные застройки все равно не удастся. А при застройке центра все инвесторы сталкиваются с элементарным жлобством – последние оставшиеся в домах семьи завышают цены или шантажируют инвесторов. Кроме того, в центре города (там, где имеются частные постройки и историческое жилье, пришедшее в негодность) имеются криминальные зоны. Необходимо прийти к мировой практике – люди с высоким уровнем достатка должны жить в центре, а с низким – на периферии.
Невидимая рука рынка продолжает водить пером городских чиновников.
В Генплане никак не отразилась и остро стоящая проблема точечной застройки. Дома, преимущественно элитные, возводятся на месте детских площадок, как это случилось на ул. Тверской. Или планируемое строительство десятиэтажки в 12 м от подъезда соседнего дома на пересечении ул. Первомайской и Некрасова. Остаются открытыми вопросы, касающиеся коммерческой эксплуатации городской земли в ущерб социальным целям. Хотя из высказывания Владимира Вирича многое становится понятным:
– Цель плана – не полноценное устранение городских изъянов, а укрепление института частной собственности.
Все говорит о том, что помимо чисто технических нужд, необходимость Генплана для городской администрации состоит в скрытом резервировании территорий под коммерческое строительство. А это означает уплотнительную застройку, стоянки на месте газонов в вашем дворе и вытеснение малоимущих саратовцев на окраины. За 17 лет вполне можно управиться.
Сергей ШЕЙКИН, министр по развитию транспортного комплекса области:
– Транспортная схема Саратова разрабатывалась много лет назад и не соответствует современным реалиям – постоянному увеличению транспортного потока, прежде всего личных автомобилей. В целом Генплан дает адекватный ответ на проблемы транспортной сферы. Но я бы поправил его в том, что касается вывода из центра трамвайных путей. Опыт других городов, проходивших через это, свидетельствует не в пользу данного решения. Впоследствии трамвайные линии приходилось восстанавливать. Все-таки трамвайные пути – важнейшая транспортная артерия, которая обслуживает огромную массу пассажиров. За общественным транспортом будущее, особенно за его выделенными линиями. Нельзя ставить человека перед выбором – либо приобретать личный транспорт, либо проводить время в пробках.
В остальном Генплан предлагает совершенно необходимые меры. Это и развязки в районах Аэропорта, Александровского оврага, и кольцевая дорога, идущая от Юбилейного. Насыщенность города транспортом вынуждает нас и к расширению проезжих частей, там где это позволяют СНИПы, в том числе, к сожалению, и за счет части зеленых насаждений. Это неизбежный процесс.
Хотелось бы добавить, что масштабность и актуальность плана во многом умаляет дефицит финансовых средств на осуществление всех необходимых проектов.
Леонид ПИСНОЙ, депутат областной Думы:
– Я не знаю, что подразумевал Юрий Земсков, говоря о дифференциации города на «богатые» и «бедные» районы. В любом случае он не имеет возможности это реализовать, поскольку никакого муниципального контроля над городской землей нет.
Действительно, в развитых, в том числе и западных странах есть существенное разделение – граждане с высокими доходами населяют в основном центральные респектабельные районы, а окраины и трущобы отданы необеспеченным социальным слоям. Трудно сказать, насколько эта модель приемлема для нашего города. Необходимо помнить, что мы наследуем пороки и преимущества социалистического строя. При нем, как известно, жилплощадь распределялась в порядке очереди, которая не слишком зависела от должности претендентов. Секретарь райкома имел небольшое преимущество перед слесарем или монтажником. То же самое и в последние годы советского строя, когда строительство и распределение жилья взяли на себя ЖСК. Квартиры предоставляли тем, кто вносил материальный вклад в кооператив. А поскольку серьезного имущественного расслоения еще не наблюдалось, жилье в одних и тех же домах получали люди самого разного социального статуса. Конечно же, сейчас ситуация изменилась, и граждане высокого достатка имеют возможность приобретать недвижимость там, где им угодно, однако решающего изменения ситуации это не вызовет еще очень долго.
Хочу добавить, что в Кировский округ, откуда я избран, включены как престижные центральные районы, так и удаленные, не вполне благополучные. Однако на той же 1-й Дачной попадаются такие дорогие дома и автомобили, которые не всякий раз можно увидеть в центре. Так что перспективы за предсказанием Юрия Борисовича я не вижу.
Снизить затраты на строительство собственного дома поможет экономичное проектирование коттеджей. Особенностью таких строений является то, что затраты снижаются не только на стадии возведения дома, но и при его эксплуатации. |
---|
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №19 (279)
Автор статьи: Сергей ВИЛКОВ
Рубрика: Стройка/Недвижимость