Панк-анархия и английская монархия
ПАНК-РОК (PUNK ROCK) – этот термин возник аж в XVII веке! 26 декабря 1604 года Шекспир впервые употребил это слово в пьесе «Мера за меру».
А вот по другой версии панк возник в конце 1975-го года в Нью-Йорке из названия журнала для фанатов «Punk», освещавшего жизнь местной альтернативной рок-тусовки.. Панк-рок 1960-х годов принято называть еще «гаражным роком». В США в 1964 году под впечатлением Beatles и Rolling Stones возникло огромное количество местных ансамблей. Это была смесь блюза и кантри с элементами доморощенной музыки скиффл. Значение этого события трудно переоценить – впервые с конца 1950-х годов у американской молодежи появилась «своя» музыка. Переломным моментом стало «британское вторжение» – массированное проникновение продукции английских групп мерсейбита the Kinks, Beatles, Gerry & the Pacemakers на американские рынки.
Первыми «гаражными» ансамблями были Knickerbockers копировавшие Beatles, и Magic Mushrooms экспериментировавшие с электроникой. Пластинку группы Standells («грязная вода») английский критик Ян Бирч назвал «классикой панка, созданной классической панк-группой»: повторяющиеся без устали гитарные ходы, взятые в основном у Rolling Stones, острая, порой грубоватая лирика и ко всему прочему – длинные волосы. Такой была эстетика первых панков.
В США во второй половине 1960-х годов возникли группы MC5, Velvet Underground и Iggy Pop, the Stooges. Они со временем стали общепризнанными предтечами панк-рок-движения 1970-х годов. Факел зажженный «гаражниками» и пронесенный сквозь 1960-е в 1970-е Игги Попом, подхватывают в 1973/1974 годах вполне интеллигентные молодые люди из Нью-Йорка. Кумирами молодежи становятся новые группы: Television, New York Dolls, Ramones, которые представляются теперь первыми панк-музыкантами второй, настоящей волны панк-рока. Лидер Television Том Варлен бросает вызов: «А я люблю катастрофы и все, что потом...», а Пати Смит (Patti Smith Group) окончательно порывает с безволием хиппи и подписывает ему приговор.
А зачинщиком панк-бума стал не очень известный содержатель лондонского магазина супермодной одежды и побрякушек Малькольм МакЛарен. В самом конце карьеры New York Dolls он подвизался у них в качестве менеджера, тонко уловил основные тенденции нью-йоркского прото-панка и решил использовать этот опыт на родине. Результат – появился Sex Pistols. Философия панков была философией «потерянного поколения»: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Мир потерял смысл. Жизнь потеряла смысл. Будущего не стало. Об этом, например, пели Sex Pistols в песне «Боже, храни королеву». В СССР панк-рок пришел в 1979 году с созданием группы Андрея Панова Автоматические Удовлетворители, в какое-то время проект назывался 600. Свои группы появились в Прибалтике (группа «ДЖЭМКЕ», «Пропеллер», «Великие Луки») и Сибири (Ник Рокенролл). Первый панк-фестиваль состоялся в Зеленограде. О себе заявили панковские коллективы «Народное ополчение», «Зебра», «Хаос Валет» (последние были близки более к нью-вейву, чем к панку).
С 1985 года и началом перестройки и формализацией отдельных рок-организаций произошло размежевание на нью-вэйв и панк. Ряды панк-коллективов стремительно пополнились «Объектом Насмешек», «Бригадным подрядом», «Диогенами» (будущие «Тупые»), «Уксус-бендом», «Чудо-Юдом», «Нии Косметики» и др. Советский панк стал делиться на две категории – традиционный («Тараканы!») и сибирский («Гражданская оборона»).
В 1990-е в России (главным образом в Москве и Санкт-Петербурге) появляется целый ряд популярных панк-рок групп («НАИВ», «Тараканы!», «Бригадный подряд», «Король и Шут», «Пурген»). Первой Саратовской панк-группой стал коллектив «Пурфобор», впервые выступивший в ноябре 2001 года в саратовском рок-клубе «ВАРЬЕТЕ», базировавшимся в то время в Доме Архитекторов.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №4 (404)
Автор статьи: Юрий АЛИСТЕР
Рубрика: Культура