Буря в «Консерве»
В Саратовской консерватории, по-новому – академии искусств, больше шума, а не музыки. Вузовская система нашего региона реформируется на глазах. И связаны эти «реформы» прежде всего со скандальным смещением ректоров.
После Технического университета на очереди Саратовская консерватория – учебное заведение, прямо скажем, не избалованное ни конкурсными приемами студентов, ни крупными финансовыми потоками. Скромный творческий вуз, тихо лелеющий свои богатые традиции, гордящийся архитектурными достоинствами здания, сокрушающийся от постоянно плывущего под ним грунта, устало пекущийся о сохранении очажков культуры в провинции. При этом, опять же в силу традиции, здесь честно работают высокие профессионалы со степенями и званиями, преумножающие творческий потенциал не только области – России. Ведь русской исполнительской культуре по-прежнему поклоняются на Западе, и наши талантливые выпускники всегда там будут приняты и адекватно оценены.
Но кто-то уезжает, а кто-то остается. Консервативность и «законсервированность» стали производными названию «Консерва», которое бытует в молодежной среде. Саратовская консерватория действительно переживала последние годы не лучшие времена. Вокруг вуза не наблюдалось ажиотажа со стороны абитуриентов, а до недавнего времени он довольствовался не столь высоким статусом института. Но, как принято нынче говорить, время такое.
Однако в последние недели о старейшем творческом вузе заговорили. Сор из избы вынесли новостные сводки. Якобы, в консерватории развернулась «холодная война».
Удивительно, но когда год назад в СГК проходили выборы ректора, широкого освещения в прессе этот многотрудный процесс не удостоился. Однако уже тогда во всем происходящем можно было различить сигналы внутреннего неблагополучия. Ректор – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Анатолий Скрипай на тот момент руководил вузом 10 лет, то есть два срока подряд. Выставив свою кандидатуру на третий срок, он был уверен в единодушной поддержке со стороны коллектива. Но тут на пути Скрипая появился конкурент – чиновник и профессиональный музыкант Эдуард Гавриленков. Его самовыдвижение сделало выборы альтернативными, что заставило ректора забеспокоиться и провести «разъяснительные» беседы с коллегами. В итоге, число проголосовавших за Анатолия Скрипая составило порядка 80 процентов. Больше тридцати человек отдали свои голоса за другого кандидата. Нельзя не заметить, что у альтернативного претендента на пост ректора был достаточно убедительный послужной список: опыт руководящей работы как в учебном заведении культуры, так и в городском культурном ведомстве, звание заслуженного артиста РФ, профессорская должность в СГК. А если брать во внимание возраст претендентов, то тут Анатолий Скрипай оказался уязвимым: он приближался к своему 65-летию, то есть к допустимому пределу для ректорской должности. Чтобы обеспечить прохождение Скрипая на третий срок, был подключен мощный административный ресурс в лице зампреда областного правительства Наталии Старшовой и министра культуры области Михаила Брызгалова. Анатолий Скрипай переизбрался, но жить спокойно в течение положенных 5 лет ему вряд ли придется.
Во-первых, сам контракт с учредителем – Федеральным агентством по культуре и кинематографии был подписан только до 30 ноября 2008 года (в декабре Анатолию Александровичу исполняется 65 лет). Во-вторых, как стало только что известно, ректора «пытаются поторопить». И, как ни странно, все те же силы, которые год назад оказывали ему активную поддержку.
Существует информация, что на ректорское кресло претендует нынешний министр культуры Михаил Брызгалов. Но официально он продолжает исполнять свои должностные обязанности в правительстве. Может быть, слухи сильно преувеличены и интрига создается намеренно, чтобы отвлечь внимание от истинных причин назревшей необходимости в смене руководства консерваторией?
Видимо, очень скоро мы узнаем ответы на этот вопрос. Пока же домыслы основываются на одном-единственном событии, произошедшем в консерватории 18 апреля. Накануне первый проректор СГК Александр Рыкель получил телефакс от заместителя руководителя Федерального агентства с просьбой собрать ученый совет. Тема была обозначена словами: «когда придете, тогда узнаете». На заседании ученого совета, куда, кстати, пресса допущена не была, консерваторской профессуре был озвучен приказ за подписью руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Швыдкого. На должность временно исполняющего обязанности ректора учредителем назначена доцент кафедры хорового дирижирования, ученый секретарь совета Нелли Владимирцева. Для коллектива это стало сюрпризом (кандидатура Владимирцевой, не имеющей профессорского звания, «всплыла» совершенно неожиданно) и вызвало возмущение – есть легитимно избранный ректор, который находится на больничном, и замещает его на это время первый зам., согласно ректорскому же приказу. Плюс ко всему, Нелли Владимирцева никогда не занималась руководящей работой. Как можно было трактовать такой натиск, учитывая, что на совете присутствовала заместитель председателя правительства области и что слухи о претензиях Брызгалова на ректорское кресло последний год беспрестанно курсировали? Естественно, однозначно – идет форсированная подготовка места под министра. Сразу вспомнилось, что год назад он получил звание заслуженного деятеля искусств России, которое автоматически дает право возглавить творческий вуз. Информация о скором расформировании федеральных агентств тоже вписалась в логику происходящего: мол, Швыдкой подобными рокировками исполняет «дембельский аккорд»…
Члены ученого совета единогласно проголосовали против кандидатуры Владимирцевой, усмотрев в этом очевидное нарушение закона. На сегодняшний день ситуация заморожена. Владимирцева, «пристыженная» коллегами, отозвала свое заявление о принятии на новую должность. Приказ Швыдкого о ее назначении отменен. Члены ученого совета пишут письма министру культуры РФ, а Анатолий Скрипай, выздоровев, будет вынужден лететь в Москву и выяснять свои отношения с учредителем. Поводов сомневаться в своей дееспособности у нынешнего ректора, видимо, нет, учитывая, что только что консерватория удачно прошла аттестацию и ей присвоен статус академии. Вот, собственно, и вся «холодная война».
И все же есть резон задуматься о будущем старейшей российской консерватории, пусть поводом к этому стали более чем странные телодвижения ее учредителя. Не хочется прибегать к банальным истинам, но всему приходит конец. Искусство морально устареть не может, как и исполнитель, его воплощающий. Но то и дело меняющееся законодательство и сложные материальные условия существования вуза ставят на повестку дня вопрос о новых эффективных подходах к руководству. Необходимы не только понимание специфических тонкостей учебного процесса в творческом вузе, но и сильный менеджмент, работающий в команде и решающий хозяйственные проблемы. Прекрасно зная о возрастных ограничениях и подписав соответствующий контракт с учредителем, Анатолий Скрипай, похоже, был уверен в пролонгации своего ректорского срока по примеру своих некоторых московских коллег. Поэтому им не ставилась задача подготовки преемника из числа активно работающих профессионалов. И на сегодняшний день кадровый голод себя проявил. А прошедшие альтернативные выборы, во время которых ректор прилагал активные усилия, чтобы не допустить смены власти в консерватории (заметим – не на варяга или функционера, а на своего же коллегу), не заставили его задуматься – может, пора уступить место более молодым и энергичным?
Что заставляет Анатолия Скрипая, признанного педагога и музыканта, дающего концерты за рубежом, держаться за ректорское кресло? Несмотря на меняющиеся жизненные реалии править десятилетиями, внушая окружающим, что ради благих помыслов спасения вверенного вуза он не покидает свой кабинет?..
Сама по себе нездоровая ситуация, возникшая не сегодня и не вчера, породила то, что случилось на днях. Если говорить сугубо эмоционально, настораживает все – и суета вокруг прошлогодних выборов с привлечением высоких чиновников, и осознанная близорукость «многолетнего» ректора, и сегодняшний циничный нажим федерального руководства. Понятно и то, что в привычном режиме Анатолию Скрипаю работать не дадут. И если Брызгалов так не мил, может, пора подумать о своем кандидате? Чтобы никто не вмешивался в жизнь консерватории и не играл по своим нотам чужую партию.
Комментарий
Александр РЫКЕЛЬ, профессор Саратовской государственной консерватории, проректор по учебной работе:
– Мне известно, что Анатолию Александровичу Скрипаю неоднократно предлагалось оставить место ректора. Поскольку Скрипай не согласился, подготовлен приказ о расторжении контракта между ним и ФАКиК. Его вызвали в Москву на переговоры, но из-за переживаний у Анатолия Александровича ухудшилось самочувствие и его срочно госпитализировали в НИИ кардиологии. Ни для кого не секрет, что представители заинтересованной стороны с нетерпением ждут, когда больничный лист будет закрыт, чтобы завершить свои намерения. То, что произошло, мы расцениваем как нарушение законодательства: только когда место ректора вакантно, учредитель вправе назначить и.о., но не временно исполняющего обязанности. Теперь, когда искусственно созданный внутри консерватории инцидент с двоевластием исчерпан, против нас началась подлинная война. Например, мне уже поступили факсы, где рубят цифры приема. Видимо, решили нас проучить.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №14 (274)
Автор статьи: Елена АЛЕКСАНДРОВА, фото Игоря ЧИЖОВА
Рубрика: Культура