Сотри случайные черты
Две интересные выставки художников открылись в оластном Доме работников искусств и в Радищевском музее. В ОДРИ персональная – заметной саратовской художницы Светланы Лопуховой. В Радищевском – целой группы европейских знаменитостей из частной коллекции Александра Шадрина.
Светлана Лопухова закончила СХУ – профессиональный живописец, замечательный график и цветописец, дизайнер, преподаватель. Одна из самых стойких «хвалынцев» и учениц Владимира Мошникова. Картины этой художницы не спутаешь: четкие ритмические сочетания, смелые композиционные решения, гармоничные цветовые соотношения давно вывели Лопухову в первый ряд саратовских живописцев. Ее пастели всегда привлекают внимание.
Но вот на новой выставке, названной «Игры богов», Светлана решается показать новые, неизвестные нам вещи. И мы видим «другую Лопухову». Исчезает, будто растворяется в воздухе ее обычно мощный рисунок, истончается как бы сама материальность предметов, высвечивая самое сокровенное – их внутреннюю духовную сущность. И не видишь, а как бы видится («главное не увидишь глазами»). Видится парение «на воздусях» над большими водами, и легкий посланец небесный – в сияющем нимбе свечи, и нечто совсем расплывчато-нежное, но такого пленительно чистого зеленого цвета… Ее палитра обретает сейчас множество тонких переливов, а рисунок – виртуозность, изображение кажется просто напыленным мелками на поверхность картона.
Для сравнения: две картины Лопуховой с изображением водолечебницы висят рядом. Между ними совсем небольшая временная разница. Но в одной есть еще характерная лопуховская стремительная графичность и убедительная фактурность. Другая удивляет слитностью природы и архитектуры: исчезающая плотность камня и мягкая зелень окружающих деревьев уже образуют единое целое.
На вернисаже мне все время приходили в голову блоковские строки: «Сотри случайные черты – // И ты увидишь: мир прекрасен».
Эти строки как нельзя лучше подходят и к выставке «Шедевры XX века» из коллекции Шадрина. Пикассо и Дали, Шагал и Матисс, Кандинский и Леже. А еще – Эрнст Неизвестный, Михаил Шемякин, Анатолий Зверев. Кого из «великих» не хватишься, все здесь есть. Около ста картин, рисунков, офортов и скульптур прибыли в наш музей в самом «первозданном» виде. Все систематизировали, поместили в рамки и под стекло, оформили и грамотно развесили научные сотрудники «Эрмитажа Поволжья».
Зная о маленьком шедевре Матисса, ходила и искала на выставке его голубую даму. Она принадлежит к позднему периоду творчества – всего лишь коллаж, вырезанный одним движением ножниц мастера, покоряет изящной лиричной пластичностью образа. Дали-скульптор представлен всего двумя фигурками. Но какими: распятие с чрезвычайно экспрессивной лепкой фигуры и красавица в ящичках, топографически точно обозначающих части ее тела.
Много представлено Пикассо в графике, когда еще он не расчленяет тело модели «на сотни обломков» и не разрывает лицо «на сотни кусочков» и – его привычные абстрактные фантазии. Чрезвычайно привлекательны портреты гения андеграунда Анатолия Зверева. На плохой бумаге (исписанной или оберточной, мятой), одной-двумя линиями да парой-тройкой штрихов художник добивается характерности и портретного сходства персонажа. Шагал экспонируется листом из его библейской серии – с непременной лукавой, еле заметной усмешкой автора. Фантасмогории Шемякина «в духе Дали» с потусторонними видениями являют тот «сумрак неминучий», который давно окутал западное искусство, и к нам уже прийти успел.
Графика крупна, разнообразна, броска – есть что посмотреть. Эта уже четвертая выставка из замечательной коллекции Шадрина в нашем городе.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №5 (405)
Автор статьи: Ирина КРАЙНОВА, фото Игоря ЧИЖОВА
Рубрика: Культура