Предвесенние забавы
«Без подписи» – традиционная выставка неподписанных рисунков, этюдов, эскизов, которая устраивается в музее-усадьбе Борисова-Мусатова, – как всегда вызывает ажиотаж. Многие желают угадать автора и приобрести за чисто символическую цену то, что с годами будет только расти в цене как произведение искусства Знатоки сразу кидаются к нужным работам, выкашивая их десятками с методичностью косца на лугу…
В усадьбе все стены белеют сердечками с фамилиями угаданных авторов: Нина Семенова, Наталья Леонтьева, Павел Маскаев, Ирина Шин, Светлана Лопухова – всех, всех уже рассекретили!... Остались, наверное, только работы учеников художественной школы и художественного училища, которые тоже выставляются в эти дни. Но, возможно, есть и профессионалы, надо только приглядеться получше?
Ага, вон тот рисунок с плакучей ивой над водой тонкими нюансировками цвета и обобщенностью формы напоминает стиль Светланы Золиной. И эта цветочная пастель – она прямо притягивает взгляд мощной лепкой объема и динамикой композиционных ритмов – похоже на руку Светланы Лопуховой. Служительницы музея снимают выбранные рисунки и торжественно демонстрируют на обороте сердечки с фамилиями авторов. Все верно, мои «валентинки» меня не подвели!
Пройдя всю выставку из конца в конец, обнаруживаю спрятанной в ковровой развеске картин еще и графику Светланы Осиповой, Бориса Глубокова, Алексея Трубецкова. Но как «цветолюб» выискиваю картинки, написанные красками. Мне повезло: на квадратике бумаги – снежная вершина с горной рекой, плавно катящей воды. Цвет морской волны придает особое очарование и небу, и реке, и самой горе, отражаясь в ее вечных снегах. Ученическая работа? Но какова глубина восприятия! Оказалось, я имею дело с профессионалом, «валентинка» хранит ее имя: Надежда Шитова.
Вместе с директором музея-усадьбы Элеонорой Белонович мы поиграли в еще одну игру. Тщательно, почти как Шерлок Холмс, я искала на экспозиции рисунок художницы Ирины Шин, которая так закодировала свою художественную манеру, что узнать ее было невозможно. Уже приблизившись к заветному рисунку, долго ломала голову – где же привычные шиновские атрибуты: цветы, свечи, керосиновые лампы?
В увлекательные игры со своими посетителями музей Мусатова играет целых два дня. Все время рисунки и картины на стенах пополняются взамен приобретенных, интрига сохраняется до конца второго дня. Кстати, в этом году больше стало «котов в мешках» – больших картин, спрятанных от зрителя. Их берут, полагаясь лишь на собственное везенье. Девятый раз, собирая толпы посетителей, проходит эта самая популярная музейная выставка, чью идею Элеонора когда-то позаимствовала у англичан.
А в Доме Павла Кузнецова – очередной аукцион «Веселые деньги». Художники и вообще все желающие могут изготовить валюту собственного производства. Чтобы она стала «конвертируемой», достаточно выполнить ее изящно, с юмором и выдумкой. Ну, и постараться убедить зрителей, что она «самая-самая». Презентовал «новые деньги» постоянный аукционист, художник Андрей Боровский – с присущим ему аукционным шармом. Кого-то заинтересовали купюры художника Вячеслава Лопатина с изображением Тамары Гродсковой, директора музея им. А.Н.Радищева, кто-то позарился на зеркало с впаянными в его раму копеечками. Группа товарищей вышла агитировать за свое искусство тесной толпой и из бездонной бочки вынимала то кафтаны с «денежными пуговицами», то украшения из копеек напополам с силиконом (очень они советовали всем нам начать изготавливать сей сплав), то прозрачную пирамидку с замурованными там низшими российскими дензнаками.
На пирамидку меня уже не хватило (в смысле финансов), поскольку не удержалась и купила веер с долларовыми листочками. Говорят, это хороший фэншуй – авось, хоть наши «кровные» станут приманивать? Парад бесполезных, но очень смешных вещей завершился демонстрацией колотушки для выколачивания денег с работодателя. Чрезвычайно полезное сооружение из металла и дерева! Но как ни призывал нас ведущий аукциона, никто уже не готов был «слиться с ним в товарно-денежном экстазе». Бедным художникам и таким же состоятельным журналистам просто уже нечего было «сливать». Две эти веселые музейные акции накануне весны выглядели как репетиция первоапрельских розыгрышей.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №6 (406)
Автор статьи: Арина ЁЛКИНА, фото автора
Рубрика: Культура