Гранж – современный декаданс
Упаднические настроения молодёжи 1980-х породили своеобразную субкультуру современных декадентов, которые как и Виктор Цой «ждали перемен», но не верили в то, что они когда-нибудь настанут.
Так появился гранж (англ. Grunge) – направление в рок-музыке (вариант «new wave grunge metal»), ставшее одним из наиболее значимых явлений альтернативного рока конца 1980-х – середины 1990-х г г. Родиной гранжа стал город Сиэтл (США, штат Вашингтон), наиболее яркими представителями – сиэтлские коллективы Pearl Jam, Alice in Chains, Nirvana и Soundgarden и другие, имеющие к этому стилю более непосредственное отношение (Mudhoney).
В числе предшественников гранжа можно выделить такие культовые группы как Stooges, и даже King Crimson образца 1974 года – они наделили гранж мрачным тяжёлым гитарным звуком. Независимая музыкальная культура панка и хардкора добавила гранжу свою эксцентричную эстетику, идеологические принципы и, самое главное, эмоциональную окраску выступлений. Грязные, яростные аккорды гитар, резкий и одновременно вязкий саунд, упрямо-допотопные риффы, надрывный вокал (с совершенно специфической, слегка «гнусавой» окраской), резкие перепады в динамике песен; какая-то неприютность, неприкаянность, депрессивность в музыке и в текстах – вот что стало отличительными особенностями классических гранжеров. Вместе с тем гранж был пронзительно, душераздирающе лиричен и на удивление мелодичен.
В середине 1980-х гранж начинался как сугубо локальное течение, но очень скоро он приобрел поистине мировой размах и массовую популярность. Пионерами направления были Green River, The Melvins (Абердин – Сиэтл), Mudhoney, Soundgarden, L7 (Лос-Анджелес), Babes in Toyland. Они были более тяжёлыми, нежели вторая волна, начавшаяся с прорывом Nirvana. Именно вторая волна ознаменовала настоящий триумф гранжа, когда сиэтлская Nirvana стала одной из последних по-настоящему культовых групп в истории рока. Nirvana была более мелодична, чем её предшественники. “Водораздельную” роль в истории гранжа (и всей альтернативной музыки) сыграл диск группы Nirvana под названием Nevermind (1991), получивший коммерческий успех. В этом же году на вершины чартов взлетел и дебютный диск Pearl Jam, также считающийся одним из величайших альбомов гранжа. Фактически Nirvana, а с нею и классический гранж прекратили существование ещё до самоубийства лидера Nirvana Курта Кобейна в 1994 году. Однако идеи гранжа не были забыты. В определённом смысле жанр продолжает существование благодаря волне групп, получивших название пост-гранжа. От классического гранжа он отличается более мелодичным, «форматным» звучанием, близким к альтернативному року. Наиболее известные представители этого стиля – Audioslave, Creed, Nickelback, Three Days Grace и 12 Stones а также группа ударника Nirvana Дэйва Грола, Foo Fighters.
В России гранж представляют: Tom Сat , MЭD DОГ и многие другие малоизвестные команды. В Казани волна гранджа появилась с появлением команды Братья Карамазовы. Карамазовы в то время играли мелодичный и одновременно жесткий гранж. Ныне она существует под названием Пятна. На данный момент в России отсутствуют гранж-команды как таковые, но основные элементы используют в своей музыке группы N.T.Lie и Эйфория. В Саратове этот стиль появился в 1995 году (группы Smaits (со смертью вокалиста группа распалась), NERO, «Токсин»). Однако, как и в соседних областях, гранж не прижился.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №7 (407)
Автор статьи: Юрий АЛИСТЕР
Рубрика: Культура