Выразимая грусть
Театральная жизнь города набирает силы день ото дня: премьеры, капустники, встречи со зрителем, в СТД, актерские выступления.
Заслуженная артистка России Инга Мысовская (областная филармония) замечательно читала стихи Мандельштама на вечере его памяти в литературном музее Федина. Один из лучших поэтов России, чье 120-летие мы отмечаем, «мальчик с ресницами в полщеки», попавший в стальные объятия «века-волкодава» и им уничтоженный. Сотрудники музея проследили его горестный путь из серебряного века в документах, актриса – в темпераментных стихотворных строчках. Прозвучали и трагические тени прошлого: «Природа своего не узнает лица», и самые известные гражданские стихи Осипа Эмильевича про «кремлевского горца», и наивно-пророческие строки: «Это какая улица?».
В этом же музее прошел и творческий вечер народного артиста России, худрука академдрамы Григория Аредакова. Всем известно, что Григорий Анисимович превосходный рассказчик. Но со зрителями встречается не часто. И так волновался, что не знал, что надеть: деловой костюм или что попроще. Выбрал привычную рубашку в клетку, и очень уютно себя почувствовал в ней и – в атмосфере этого гостеприимного дома. «Вся жизнь в театре» – эти слова Аредакову подходят как никому другому. Сын известного театрального художника и актрисы, колесил с семьей по стране. Жили они на Севере, прямо в театре. Яркие впечатления остались у него и от Краснодара, где он впервые увидел …кошку, показавшемуся ему инопланетным зверем, и теплое южное солнце. Запомнилась и первая роль. Гриша был мальчик кудрявый и упитанный, его появление на сцене уже вызвало восторг, а он еще и застрял под стулом и для смеха (уже тогда прекрасно чувствуя зал) вылезал оттуда задом. Отец задал ему дома порку, приговаривая: «Театр – это чувство меры и вкуса!». Сын хорошо запомнил его уроки и теперь передает их своим студентам.
Театр одного актера по имени Аредаков длился долго, столь увлекательны были его рассказы о прадедушке и прабабушке (ссыльный поляк Мельхиор женился на единственной русской женщине в бурятском улусе – староверке Матрене), о дедушке и матери, их бегстве по Енисею от белых, красных и «зеленых».
Саратовское отделение СТД России традиционно соединяет празднование мужского и женского праздников. В гостиную ТЮЗа на Вольской приглашаются ветераны сцены, действующие актеры. За столиками, в очень теплой и творческой обстановке «прекрасная» и «сильная» половина человечества поздравляют друг друга песней и стихотворением, импровизированным танцем и к месту пришедшейся байкой. Снова пела солистка оперетты Татьяна Адамова – обладательница сильного, глубоко волнующего голоса (концермейстер Виталий Растегаев). В память о Татьяне Шмыге она исполнила ее куплеты из «Фиалки Монмарта». Актеры вспомнили и о личных встречах с легендой советской оперетты.
Как обычно, выразительно и просто читал стихи бывший артист драмы Геннадий Шляхтин. Именно в этой комнате когда-то его экзаменовали на актера. Он читал басню Михалкова о лисе и бобре. Теперь ему подыгрывал весь зал: зампредседателя саратовского СТД Любовь Данилова изображала лисицу, артисты с готовностью играли бобриху и двух бобров. Действо плавно перешло на актерские байки: уморительные, поучительные, до слез смешные рассказы сменяли друг друга. Выяснилось, какое это страшное дело – «расколоть» актера на сцене, смех заразителен и чумой поражает всех, там оказавшихся.
Одним из ярких событий театрального Саратова стал юбилей худрука театра «Версия» Виктора Сергиенко. Все театры, включая драму и «Теремок», оперный и ТЮЗ, а также «Балаганчикъ», пришли поздравить человека, много сделавшего для развития театральной культуры Саратова. Окончив ЛГИК и пройдя ассистентуру-стажировку по специальности «режиссура драмы» в ЛГИТМИК (кандидатский экзамен принимал сам Георгий Товстоногов), он преподавал мастерство актёра в нашем театральном училище и стал его последним директором. Выпускал актерские курсы уже на театральном факультете вместе с Григорием Аредаковым, Владимиром Федосеевым.
В 1989 году с группой выпускников Сергиенко образовал театральную студию «Версия», которая через пять лет стала муниципальным театром. Одним из первых спектаклей, потрясших искушенную саратовскую публику, стало «Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун» по Пристли. Сергиенко работал главрежем Балаковского драматического театра. Но главным его делом по-прежнему оставалась «Версия»: «Сейчас мы переживаем второе рождение. К нам пришли молодые актеры, обновляется репертуар. Наряду со сказками в афише театра появятся важные для нас взрослые спектакли», – говорит юбиляр.
Чтение Благодарственного письма от министерства культуры области, поздравления и ценные подарки от городских и районных органов культуры, юмористические приветствия от театров (очень остроумны были артисты кукольного театра – парочка опаздывающих «немцев»), капустник учеников режиссера и его жены – ведущей актрисы ТЮЗа Татьяны Чупиковой (колледж искусств и пединститут) – праздничный вечер был занимательным и ярким. Самого юбиляра – роскошного, седобородого, одновременно похожего на Будрайтиса и на Любшина, удачно спародировал актер Владимир Смирнов.
Необычную премьеру показал театр «Балаганчикъ» – «Пьяный ангел» по стихотворной пьесе поэта Виктора Сосноры «Хуторок». Поэтическое слово, музыка, пластика – основные компоненты спектаклей этого театра. И самой высокой пробы. Но «Хуторок» не имеет четко выраженного сюжета, да и большой сценичностью не отличается. Однако дивный исполнитель и чуткий композитор Игорь Гладырев, написал музыку на стихи Сосноры, а оригинальный режиссер Елена Смирнова вместе с прекрасным хореографом Алексеем Красотиным сумела передать драматические коллизии пьесы с помощью динамичных, выразительных движений. Здесь танцуют гораздо больше, чем это присуще драматическому театру и куда напряженней. Есть и «мультиряд», не везде адекватный, но впечатляющий (Михаил Юдин).
Некая ироничная отстраненность, вообще присущая «Балаганчику», угадывается и в этом спектакле. На трагедийность «падшего ангела» Лермонтова он не рассчитывает, хотя по-своему перекликается с классиком. Актеры Наталья Суматохина, Владимир Федотов, Елена Смирнова сумели изящно передать чувства, внезапно овладевшие героями. Их оттенки и нюансы объединены одним словом – грусть. «Невыразимая грусть!», – говорят обычно в таких случаях. «Выразимая», – написал в «Этюде о себе» автор.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №8 (408)
Автор статьи: Ирина КРАЙНОВА
Рубрика: Культура