Яндекс.Метрика

От Пушкина к Твардовскому

От Пушкина  к Твардовскому

Как отметила на открытии директор музея Валентина Жукова, «чтения – это своеобразный итог научно-исследовательской работы музея за прошедший год». Именно поэтому, после традиционного возложения цветов к памятнику Константину Федину и торжественного открытия Дней, там началась серьезная научная работа – с участием внуков знаменитого писателя, ведущих музейных специалистов из Москвы, представителей научной и творческой интеллигенции Саратова.

Темой обсуждения стал сборник, выпущенный по материалам прошлых Фединских чтений «Творческая биография писателя в контексте эпохи». Исследования, основанные на недавно введенных в научный оборот документах из фондов музея, архивных материалах, открывающих новые страницы в изучении знаменитого литературного содружества «Серапионовы братья» и творческой биографии Федина, вызвали большой интерес филологического сообщества.

Во второй части этой отличной изданной книги помещены исследования творчества писателей начала XX века – Белого, Кржижановского, Большакова, Пильняка. Написанные емко и ярко, они, несомненно, привлекут всех любителей русской литературы. Так, Борис Пильняк (справедливо заявивший о себе: «Мне выпала горькая слава быть человеком, который идет на рожон») обозначен программным романом «Волга впадает в Каспийское море».

Выставка рисунков, которая открылась в музее в эти дни, полно отражает художественное наследие Федина. Здесь и портреты самого Константина Александровича, и иллюстрации к его произведениям. Представлены работы художников московской, ленинградской и саратовской школы. Есть и редкие карандашные наброски. Обращает на себя внимание портрет работы Бориса Щербакова, видного художника, любопытны произведения ровесников Федина – Конашевича, Рудакова, саратовца Ермолаева. Иллюстрации к роману «Города и годы» можно увидеть в развитии: от первых графических листов до окончательного книжного варианта.

Музеи сейчас стремятся быть современными и посещаемыми. Блестящий опыт в этом плане имеется у «фединцев», сумевших за короткий срок значительно расширить рамки музейной концепции и, оставив определяющим имя Федина, превратить постоянную экспозицию в Дом русской литературы. Вот об этом, и о тенденциях компьютеризации музеев, об интерактивности и ролевой игре как способах привлечь посетителей шел разговор на заседании круглого стола «Современный музей: традиции и инновации» с участием сотрудников музеев Саратова и области. Вела его Елена Михайлова, заместитель директора по научной работе Государственного литературного музея. Коснувшись проблемы виртуального художественного музея, участники перешли на литературные музеи и посетовали, что писатель нынче пошел не тот: не оставляет после себя рукописи, а только стандартные листы компьютерных распечаток. «А вы берите у них на хранение и первоначальные, и правленые варианты! Увидите колоссальную работу писателя», – советовали люди знающие.

Елена Дмитриевна подытожила дискуссию: для инновации всякая идея хороша, но она не должна быть чрезмерной, не должна подменять собой понятие музея, который базируется все-таки на власти предмета. «Можно сделать музей вокруг одной вещи, и это будет музей!», – поделилась мнением директор музея-усадьбы Борисова-Мусатова Элеонора Белонович.

Фединские чтения уже невозможно представить без почетных гостей из Москвы – дочери писателя Нины Константиновны Фединой, его внуков Варвары Александровны Фоминой и Константина Александровича Роговина. Сама Нина Константиновна, к сожалению, приехать не смогла, но собравшиеся с энтузиазмом прослушали в записи ее небольшое, но горячее выступление. А попозже она и сама позвонила. Внуки известного литератора снова пополнили фонды музея редкими изданиями 1910–1920-х гг. Это книги Иванова, Белого, Замятина, печатный оттиск очерка Замятина на немецком языке. А также книга Ремизова с автографом, изданная в Париже. Большой интерес вызвала и творческая встреча с Петром Алешковским, известным писателем, историком, радио- и телеведущим. Вела ее крупный саратовский поэт Светлана Кекова. Алешковский – сын историка Алешковского, зять историка Эйдельмана. Петр шесть лет участвовал в работах по реставрации Новгорода, Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Соловецкого монастырей. Пишет интересные книги по истории России.

Настоящим событием стала встреча с автором известной книжной серии «Без глянца» Павлом Фокиным (заведующим издательским отделом Литературного музея). Серия «Без глянца» – галерея литературных портретов русских классиков, созданных на документальной основе. «Самостоятельно всмотреться в образ знакомого со школьной скамьи писателя и увидеть в нем новые, неожиданные черты, почувствовать его живое дыхание, уловить нерв личности и судьбы» помогает эта серия. Книги «Без глянца» неоднократно отмечались в рейтинге «Литературной газеты«, по их материалам осуществлялись циклы радио и телепередач. Автор намеревался представить лишь книги, посвященные Бунину и Твардовскому. Но: Лермонтов и Гоголь, Достоевский и Тургенев, Чехов и Блок, Ахматова и Гумилев, Цветаева, Булгаков, Маяковский – все эти замечательные имена, которым посвящены отдельные тома серии, вызывают живейший читательский интерес. Добрых три часа рассказывал о своем издании Павел Евгеньевич, отвечал на вопросы зала.

Все началось, конечно же, с Пушкина. Книга удалась, и Фокину предложили создать серию таких книг. Государственный литературный музей обещал привезти новые издания «Без глянца» на следующий год.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №8 (408)
Автор статьи:  Ирина КРАЙНОВА, фото автора
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: