Карнавал Арлекинов
От фестиваля к фестивалю. К церемонии вручения областной театральной премии автор «Золотых Арлекинов» саратовский скульптор Николай Бунин изготовил небывалое количество изображений героя итальянского театра масок – 28 статуэток.
Еще одна особенность нынешнего фестиваля – он состоялся через год после юбилейного «Арлекина», а не через два года, как обычно. Дело в том, что из-за финансового кризиса предыдущий пятый отложился на год, а шестой провели вовремя.
Поскольку Арлекин – персонаж веселой комедии, то и проходят церемонии награждения всегда очень изобретательно, «в формате» актерского капустника. Кстати, впервые итоги смотра подводили не в драме, и не в опере, а в ТЮЗе Киселева. Но ведущие были из двух театров – пара постарше, поопытней (Валерий Емельянов и Виктория Шанина) и помоложе, но не менее комичная (Зоя Юдина и Александр Кузьмин). Пары на сцене откровенно соперничали, флиртовали, дрались и даже устраивали друг другу вендетту. Разумеется, в рамках заданной роли.
Актеры, изображавшие Арлекинов, замирали в уморительных пирамидах, смешно копируя памятник из шумно известной инсценировки Ремарка в ТЮЗе. Номинанты и вручители призов въезжали на сцену на лимузине, почти настоящем. Поскольку вручение пришлось на день между двумя праздниками – Днем работника культуры и Международным Днем театра, губернатор Саратовской области Павел Ипатов лично поздравил собравшихся сразу с двумя датами.
Как подчеркнул глава региона, саратовские театры вносят весомый вклад в общий процесс построения гражданского общества, сохранения духовного и нравственного здоровья народа. Жюри фестиваля впервые возглавила заслуженный работник культуры России Элеонора Макарова – заведующая кабинетом критики и театроведения организационно-творческого отдела Союза театральных деятелей России.
«Лучшей режиссёрской работой» была признана работа Юрия Ошерова («Мальчики» В. Розова, театр юного зрителя); художника-постановщика – Сергея Болдырева («Снежная королева» Баневича, театр оперы и балета); художника по костюмам – Валерия Филиппова («Женитьба Фигаро» Бомарше, Балашовский муниципальный драматический театр); музыкальное оформление в драматическом театре – Георг Жено («Три товарища» по Ремарку, ТЮЗ).
Лучшая работа актера в драматическом театре – Игорь Баголей (Подколесин в «Женитьбе» Гоголя, академдрама) и Евгения Смирнова (Флоранс, «Зима под столом» Топора, Новый драматический театр «Версия»).
Прецедент: в восьми номинациях суровое жюри не присудило призов вообще. Зато сразу три актера получили Арлекинов за «Роль второго плана в драматическом театре»: Руслан Дивлятшин (Коля Красоткин в «Мальчиках» Розова, тюз), Валерий Малинин (Кочкарев в «Женитьбе» Гоголя, драма), Александр Фильянов (Слава в «Пяти вечерах» Володина, драма).
Отмечена была и «Женская роль второго плана в драматическом театре». Приз достался Ирине Коротковой – Вахтерша в спектакле «Кляуза» по Шукшину, театр драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ». Этот талантливый театр получил еще одну статуэтку – ее вручили Юрию Лапшину, исполнителю двух главных ролей в шукшинской инсценировке, который и принес ее идею в театр. Еще один Арлекин появился у «Версии» – у… Зайца, за дебют актрисы Елены Петровой в спектакле «Клочки по закоулочкам».
Кукольный театр «Теремок» был отмечен двумя Арлекинами, оперный театр – пятью. Кстати, в третий раз получил награду главный художник театра Сергей Болдырев. Вручили призы и солистам балета и оперной труппы, и коллективу театра – за верность классическим традициям (в связи с постановкой «Садко»). Но тут как раз такой случай, что в этом спектакле от классического «Садко» остались только музыка и вокал. Пожалуй, было бы, понятнее, если б приз дали «за новаторство и смелость эксперимента». Тем более что режиссерская работа тоже была номинирована на Арлекина. «Непонятки» вызвал и тот факт, что спорная, но очень мощная и новаторская постановка Жено в ТЮЗе отмечена только музыкально, и из созвездия ролей была выбрана, на мой взгляд, не самая значительная. Как будто жюри не решается отдать пальму первенства приглашенным режиссерам, которые пока, увы, сильнее местных постановщиков. Счастливое исключение составляет лишь главреж Вольского театра Олег Загуменнов. Он снова получил Золотого Арлекина. Заслуженно награждены и два молодых сильных солиста Саратовской оперетты.
Понятно поощрение трудно живущих Балаковского и Балашовского театров (хотя обилие красного цвета в художественной версии «Фигаро» не говорит в пользу вкуса, а ничего не получивший художник по костюмам Юрий Наместников в драме вообще уникален). Жаль, что и награды за былые заслуги раздаются порой на уровне привычки – одним и тем же. Но оценка театра, как говорят знатоки, всегда субъективна.
Жюри фестиваля вручило еще пять специальных призов, три – от учредителя фестиваля, министерства культуры (награждал министр Владимир Синюков). Минутой молчания почтили тех актеров, что ушли их жизни за последние десять лет.
«Ничто на земле проходит бесследно» – это была, вместе с сильным взволнованным пением актера, самая высокая эмоциональная точка фестиваля. Они смешат и развлекают нас, огорчают и заставляют плакать,они все могут на сцене, эти господа актеры. «Золотой Арлекин» – это их день, их бал.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №12 (412)
Автор статьи: Ирина КРАЙНОВА, фото Алексея ЛЕОНТЬЕВА
Рубрика: Культура