Музыкальные гены
Как мы уже писали, в нашей области стартовал очередной. Теперь уже традиционный музыкальный фестиваль, посвященный основателю российской виолончельной школы, замечательному музыканту и педагогу Святосла́ву Кнушеви́цкому.
Мы побеседовали с внучкой великого виолончелиста Ольгой Суворовой – одним из энергичных организаторов фестивалей «Приношение Кнушевицкому».
– Саратов является родиной российского виолончельного искусства, это крупный музыкальный город. С ним связаны имена не только Святослава Кнушевицкого, но и Мстислава Ростроповича, Семена Бендицкого. Мой дед играл не только в камерном ансамбле, но и в оркестре. И мне хочется, чтобы фестиваль его имени стал бы большим виолончельным праздником России. Никто еще из известных музыкантов не отказался приехать сюда, хотя некоторые из них впервые попадают в Саратов, – рассказала Ольга Арсентьевна. Поделилась она и историей древнего рода Кнушевицких. В Польше, на границе с Белоруссией есть, оказывается, целое село с жителями, носящими эту фамилию. Называется Кнушевичи. Ольга вместе с троюродным братом, который живет в нашем городе, и с которым они познакомились благодаря фестивалю, давно уже собираются туда съездить. Возможно, тогда удастся стереть белые пятна в биографии их славных предков. И, прежде всего, ответить на вопрос: как они оказались в далеком русском Петровске?
– В Московскую консерваторию из Саратовской Святослава перевел его учитель крупный педагог Семен Козолупов, приглашенный преподавать в столицу, – рассказывает Ольга Арсентьевна. – Продолжение рода музыкантов – сыновья деда: мой отец Арсентий и его сводный брат по отцу Игорь. Оба они виолончелисты. Папа всю жизнь работал на Мосфильме, к сожалению, его уже нет – он умер в год столетия своего отца.
– По каналу «Культура» показали сюжет, где говорилось, что ваш сын научился играть на виолончели по пластинкам прадеда.
– Это не совсем так. Сергей действительно слушал эти пластинки в детстве. Однако виолончель – не совсем его выбор, скорей – семейный.
– Слушатели его концертов об этом не жалеют. Как вы считаете, музыкальные гены все-таки передаются по наследству?
– Конечно. И со стороны моей матери так получилось, что в роду музыканты в нескольких поколениях. Многие писали в свое время о совершенно особой манере исполнения Кнушевицкого. Сергей совершенно индивидуален по стилю, не похож на молодых исполнителей. Но у него есть пристрастие к строгому академическому исполнению, как и у прадеда. Это поразительно, поскольку он никогда не видел выступлений Кнушевицкого. Я только недавно выкупила видеозаписи – они очень короткие, по три минуты. Конечно, у моего сына другие музыкальные пристрастия, технические возможности, вообще он человек другого поколения. Но сейчас уже практически весь репертуар прадеда исполняет. В том числе – посвященные Кнушевицкому произведения. На прошлом фестивале играл посвящение Хачатуряна.
– Будет ли на этом фестивале исполняться новое посвящение Святославу Кнушевицкому – Алексея Рыбникова?
– Не знаю, может, на этот раз мы и воздержимся. Мне кажется, оно не очень вписывается в эту фестивальную программу. Произведение это еще нигде не исполнялось, но партитуру я видела.
Фестиваль «Приношение Кнушевицкому» только еще берет разбег, он продлится до мая, и саратовским меломанам предстоит еще немало ярких музыкальных встреч.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №12 (412)
Автор статьи: Ирина ВИКТОРОВА
Рубрика: Культура