Яндекс.Метрика

Все краски весны, Земли и космоса

Все краски весны, Земли и космоса

После затяжной зимы вернисажи прокатываются по городу – волна за волной.

Наш художественный музей традиционно отмечает две главные даты – день основания Алексеем Боголюбовым Радищевского музея и день рождения самого отца-основателя. Торжественный вечер, посвященный 187-летию со дня его рождения, прошел в историческом здании музея. Небольшой концерт дал уже полюбившийся слушателям струнный квартет «Четыре джентльмена». Выставка «А.П. Боголюбов и его время» из цикла «Графический альбом Радищевского музея» представила акварели и рисунки русских художников второй половины XIX века.

Персональная выставка заслуженного художника России Павла Маскаева удивила даже знатоков его творчества. Известный пейзажист, один из родоначальников «хвалынских пленэров», представил экспозицию натюрмортов (в основном, цветов и фруктов), выполненных в самых разных живописных манерах. Здесь и настоящий «уткинский мотив» – нежные ветви и тонкие листья прибрежных кустов. Сам художник, по его словам, надеется «с помощью пластической красоты одолеть хаос и духовную разобщенность сущего».

В центре развития «Созвездие» открылась выставка двух талантливых саратовских художников. Алексей Васильев – мастер быстрой и точной линии, вертикальных ритмов, легких градаций трех-четырех цветов. Он создает не изображения, по меткому выражению Ефима Водоноса, а «преображения», полетом своей стремительной кисти творя дам, кавалеров, наяд, паяцов. Он и на вернисаже изумлял всех отточенной техникой, блестяще импровизируя с маркером в руках.

Алексей – близкий друг рано ушедшего художника Александра Говорова. Вместе ходили в изостудию при Энгельсском дворце пионеров, вместе поступили в Саратовской художественное училище. Сейчас бы Александру исполнилось 60. Выставка в «Созвездии» объединила зрелого Васильева с молодой художницей – дочерью Говорова. Маша получила художественные гены с двух сторон: отличный график ее бабушка Нина Петровна Семенова, изысканный живописец и мама Светлана. Но дочь унаследовала живописные пристрастия отца. Любит писать пейзажи, причем лирические. И натюрморты Марии Говоровой очень достойные, в духе голландской школы. Но светлая печаль, словно вуалью накинутая на ее волжские и лесные виды, приглушенная цветовая гамма, ювелирно мелкий мазок начинают выдавать собственный почерк.

В холле консерватории тоже открылась выставка – здесь встретились работы трех видных саратовских театральных художников: Юрия Наместникова, Михаила Гаврюшова и Ольги Колесниковой. Наместников, главный художник драмы, неподражаемый искусник в сотворении театральных костюмов. Кроме его макета декорации к «Дюймовочке» на выставке представлены эскизы к неосуществленной инсценировке «Трех мушкетеров». Даже по костюмам можно судить, какой это был грандиозный замысел. Колесникова, художник по костюмам оперного театра, запомнилась своим могучим ажурно-металлическим монолитом – декорацией к «Собору Парижской богоматери». Конструкция оказалась значительнее самой инсценировки. Гаврюшов – художник-постановщик ТЮЗа. Его авангардные эскизы к шекспировской постановке в кукольном театре тоже экспонируются в консерватории.

И книжные графики устраивают выставки. Один из лучших в городе – Владимир Бутенко. Учился в Ленинграде, в Саратове, в Москве. Долгие годы работал в Приволжском книжном издательстве. Проиллюстрировал порядка 400 книг. А из изданий, которые он оформил как художественный редактор, можно собрать не один книжный шкаф. В областном доме работников искусств на выставке к 75-летию художника представлены книги, книжные иллюстрации, картины. Любит он и окрестности изобразить. А еще… коллекционирует афоризмы. Художник познакомил нас с перлами своей богатейшей коллекции.

Тема космоса в эти праздничные дни особенно актуальна. В областном доме работников искусств открылась выставка фотографий «Гагаринское поле»: кадры из архивов известных фотохудожников Юрия Набатова, Геннадия Савкина, Александра Курочкина, Валерия Кузьменко, Юрия Михайлина, Алексея Леонтьева. Редкие фотографии первого космонавта и других гостей «космической» саратовской земли, снимки с места приземления первого космонавта, стартовые мгновения, схваченные подробности земной жизни «небесных братьев» и ракетной техники. Тут Юрий Набатов, многолетний собкор ТАСС, вне конкуренции.

Появились новые экспонаты и в областном краеведческом музее. Самый заметный экспонат постоянной выставки «Дорога в космос» – это, конечно же, «Як», на котором учился летать курсант аэроклуба Юрий Гагарин. Федеральное космическое агентство (РОСКОМОС) постаралось, чтобы наша богатая коллекция пополнилась к юбилейной дате. Сюда поступили «Пингвин», «Форель» и ложемент космонавтов. Нагрузочный костюм «Пингвин» оснащен резиновыми тягами и позволяет менее болезненно воспринимать отсутствие гравитации в космосе: он создает необходимую нагрузку на опорно-двигательный аппарат и скелетную мускулатуру. Этот костюм раньше носил на орбите командир экипажа МКС Юрий Онуфриенко. А вот гидрокомбинезон «Форель» рассчитан на случай посадки космонавта на воду. Его конструкция разработана специально для астронавта Грега Шамитоффа в 1980-е годы. Ложементы, кресла с индивидуальными вкладышами, – точно по фигуре пилота. Они помогают уменьшить воздействие огромных перегрузок при старте и посадке ракеты. Ну а новейшие технические средства – сенсорный киоск и плазменный экран – расширят возможности просмотра экспозиции.

В честь первого полета человека в космос в Саратове прошел и Всероссийский Гагаринский пленэр. Он стартовал и завершился в Саратовском художественном училище им. Боголюбова. В акции «Наш Гагарин» приняли участие около 40 студентов художественных училищ России (Астрахань, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Красноярск, Москва, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Сочи, Ярославль и др.). Представлено более 100 живописных и графических работ, посвященных юбилейной дате.

Состоялись выставка-кон¬курс «домашних» работ участников, выставка в залах художественного училища и передвижная выставка лучших работ на месте приземления Ю.А. Гагарина. Последняя располагалась в крытой палатке, где можно было увидеть и жанровые картины с добродушным юмористическим оттенком (счастливый учитель сообщает ученикам о начале космической эпохи), и натюрморты (со снятой трубкой старого телефона, газетой – лаконичные приметы времени). Пока космонавты осматривали экспозицию, будущие художники вышли из палатки на этюды, где писали просыпающуюся красоту весеннего поля, экспресс-портреты собравшихся на торжества.

В мемориальном комплексе на Гагаринском поле (как его давно и прочно окрестили в народе) открылась галерея покорителям космоса. В переносном смысле слова, если понимать под галереей вереницу скульптурных портретов. Хотя по итогам конкурса проектов второе место (первое не присуждалось) разделили саратовец Андрей Щербаков и заслуженный художник РФ, скульптор из Московской области Александр Рожников (его памятник Кириллу и Мефодию стоит перед входом в СГУ). Москвич выиграл проект. В палатке выставки мы побеседовали с автором:

– Нашему творческому коллективу удалось сделать памятник в очень сжатые сроки. Мы все прониклись темой, часто вспоминали о Сергее Павловиче Королеве. Этот уникальный человек умудрялся запускать свои космические проекты к большим датам. Наша задача была значительно проще, чем поднять в космос корабль. Мне кажется, нам удалось передать дух тех первых космических лет. Придумать на пустом месте абстрактную композицию значительно проще. Если здесь уже есть ракета, давно поставленная и на проспекте Мира в Москве, есть талантливый памятник Гагарина скульптора из Энгельса, нужно постараться органично вписаться в эту ситуацию. Для меня это очень важно, ведь я родился накануне начала космической эры.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №14 (414)
Автор статьи:  Ирина КРАЙНОВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: