Апельсин для бабочки
В Радищевском музее открылась выставка Кирилла Данелия, сына известного кинорежиссера. Про закончившего постановочный факультет ВГИКа, но избравшего другой путь в искусстве, пишут, что он «рисует портреты людей сквозь призму вещей», гоняет на «Харлее», ныряет с аквалангом, хоть и не умеет плавать, достает со дна клады древних цивилизаций. А еще он успешный галерист, татуировщик и модный художник, глава «третьего русского авангарда».
На выставке «The Greatest Hits» представлено около 50 живописных произведений и арт-объектов из коллекций художника и губернатора Павла Ипатова. Губернатор Саратовской области, открывая выставку, рассказал:
– Первая работа Кирилла появилась у меня лет двадцать назад, мне ее подарили. А влюбился в картины Данелия я спустя несколько лет, и с тех пор стараюсь приобретать. Сделать это не так-то просто, за ними охотятся известные галереи и состоятельные коллекционеры.
Сам художник утверждает, что ему ближе всего образ московской кухни:
– Да и все мы, по большому счету, родом оттуда. Я пишу урбанистическую жизнь, память о происходящем, моделируя ситуацию, привлекая литературные цитаты.
Интервью с художником читайте на стр. IV (приложение «Деловая губения»).
Музей-усадьба Борисо¬ва-Мусатова отметила день рождения великого русского художника целым рядом событий: новая выставка, новая экспозиция памяти, музыкальных вечер среди прекрасных полотен. По экспозиции Мусатова и художников его круга (несмотря на ограниченные музейные площади, добавляются имена и произведения) водила экскурсию заведующая музеем Элеонора Белонович. Она же представила собравшимся друзьям Дома выставку петербуржца, сильного рисовальщика, мастера городского пейзажа Игоря Чурилова. Художник родился во Владивостоке, живет в северной столице. А творческие искания привели его к нам, на родину русского символизма. Выставка «Волга и Нева» – результат трех лет работы. Знаток творчества Чурилова говорит, что название носит не географический, а ассоциативный аспект – как опыт раскрытия глубоких духовных связей российской провинции с культурными традициями северной столицы. Он и хвалынские пленэры увидел «сквозь прорезь яблоневых ветвей и частокол изгородей, через вертикали тополей и старинной водонапорной башни».
Картин не много, но они крупные, цветоносные, выразительные по «волнистому» рисунку, по динамичной, «уплывающей» композиции. «Бывают странные сближенья», и Петербург Чурилова, при всей своей парадной строгости, в прямых лучах улиц, в чопорности классических фасадов, созвучен маленькому Хвалынску, который никто бы даже не знал, не родись там Петров-Водкин. Все зависит от живописного взгляда. У художника он трогательно-любовный, чему помогает и техника – нежная масляная пастель, тонированный картон, радужные переходы тонов в передаче не всегда хмурого тамошнего неба.
В Союзе художников – большая «семейная» выставка Панферовых. Сразу узнаваема Елена Панферова: легкость парящей кисти, придающей воздушность бестелесным фигурам, которые скорее угадываются, чем просматриваются. Гармония линий, гармония цвета. И дочь Аня уже отходит от привычного для нее прикладного искусства. Гобелены сменяются пейзажами, иногда – удивительно «пленэрными» для этой семьи. А Геннадий, художник удивительных метаморфоз, сильный цветописец – везде разный. Ему скучно идти одним путем. Пробует самые разные техники, мистифицирует, выдавая себя за нежного лирика, пишущего словно присыпанные заволжской пылью виды. И ведь может! То выглянет хитро из-под маски шекспировских персонажей в карнавальной серии, то бросит вызов знаковому красному коню живописи своей зеленой лошадкой. То песочек подсыплет на холст, рисуя им контуры, то камешков набросает. Расчленит натуру на треугольники и снова соберет в закрученные раковины «с глазами», так похожие на модели-спиральки Вселенной.
В рамках посещения городов России в Саратове побывала французско-испанская делегация международной ассоциации художников La Palette du Monde (Палитра мира), возглавляемая ее председателем Клодом Зигельмайером. В составе делегации четыре художника из Франции и пять из Испании. Это ответный визит – преподаватели СХУ в прошлом году побывали во Франции и получили очень высокую оценку своих работ. В выставочных залах художественного училища имени А.П. Боголюбова в эти дни открылась выставка, в которой приняли участие зарубежные гости (около 30 работ), преподаватели и студенты училища, члены СХ России (более 70-ти произведений). На вернисаже гостей тепло приветствовали представители общественной организации «Альянс Франсез в Саратове».
Саратовцы представлены жанровыми картинами и плакатами, написанными к 50-летию полета Гагарина, пейзажами и натюрмортами, выполненными в различной живописной манере и технике. Приезжие художники, в основном – этюдами с видами замков, парков, узких старинных улочек. Очень выразительны их акварельные работы, но живописная палитра наших мастеров на выставке показалась более многоликой и интересной. Как рассказала инициатор этой поездки, художник и преподаватель Ирина Голубинова, «франко-испанский состав» подробно осмотрел наш город – Радищевский музей, мастерскую народного художника России Анатолия Учаева, мастерские художников на Кировском проспекте.
Фединский музей устроил у себя выставку «Мир тропических насекомых» с летающими и ползающими экземплярами.
– В Саратове такая обширная коллекция выставляется впервые, объясняли собиратели Сергей и Михаил. – Здесь собрано 1 500 засушенных и 7 живых видов насекомых.
Скорпион и паук-птицеед, тарантул и шипящий таракан, кивяк (многоножка). Последний напоминает большого червяка, но очень симпатичный и так мягко перебирает своими бесчисленными лапками! В привилегированном положении бабочки-красавицы – порхают в прозрачном шатре, среди зелени. На блюде – самое изысканное угощение, нарезанное кусочками: апельсины, бананы, киви, яблоки. Сверху, как изящное к нему дополнение – сложившие крылья бабочки. Соком этих фруктов питаются экзотические бабочки Бразилии, Индии, Бали, других теплых стран.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №15 (415)
Автор статьи: Ирина ВИКТОРОВА, фото автора
Рубрика: Культура