Пост-рок: разрушая каноны
Авторство термина имеет довольно туманное происхождение. Судите сами: Алексей Козлов (группа «Арсенал») в 1989 году создает «Ассоциацию пост-рока». Незадолго до этого Артемий Троицкий упоминает пост-рок в рок-словарях.
Существует и ещё одна версия: термин «пост-рок» был введён Саймоном Рейнолдсом в своём обзоре альбома группы Bark Psychosis «Hex». Статья была опубликована в марте 1994 года в журнале «Mojo Magazine». В том же году эта идея была развита в журнале «The Wire». Он назвал пост-роком вид музыки, «где используют рок-музыкальный набор инструментов не для рок-музыки, где используют гитары для тембра и музыкальной текстуры, а не для риффов и аккордов».
Пост-рок появился и развивался под влиянием группы конца 1960-х — The Velvet Underground. Движение шугейзинга в конце 1980-х и начала 1990-х стало непосредственным предшественником пост-рока. Например, группа My Bloody Valentine уделяет внимание неортодоксальным, слоистым гитарным текстурам, нежели традиционным мелодиям. Однако культовый альбом группы Tortoise 1996 года «Millions Now Leaving Will Never Die» совершил революцию в еще неоформившемся жанре. Шотландская группа Mogwai и исландцы Sigur Rós стали самыми влиятельными группами пост-рока середины 1990-х, продолжив свою карьеру в XXI веке. Группа Sigur Rós после выпуска альбома «Ágætis Byrjun» в 1999 году стала одной из самых популярнейших групп пост-рока. Композиции с их последнего альбома «Með suð í eyrum við spilum endalaust», вышедшего в 2008 году, ротируются на радио и телевидении, что является редким явлением для пост-рока.
К уже сложившимся рок-стилям зачастую добавляют частицу «пост», впрочем, это не означает, что эти подстили появились на основе пост-рока. Рассмотрим примеры. Пост-па́нк — жанр рок-музыки, сложившийся в конце 1970-х годов в Великобритании как продолжение панк-рока. Вместо бьющей ключом энергии и гитарной агрессии панка для постпанка характерен медленный монотонный ритм с преобладанием баса и ударных, отстранённый вокал, депрессивные меланхоличные тексты. Ряд групп «второй волны» пост-панка, опираясь, с одной стороны, на наследие ряда пост-панк-групп (Killing Joke, Wire), с другой стороны — на новую волну, а также на индастриал, играли пост-панк, активно используя в записи электронные инструменты.
Мелодичный электронный пост-панк (Depeche Mode) по сути был малоотличим от вышедших из новой волны электропоп-групп. Пост-метал — музыкальный жанр, представляющий собой смесь таких жанров как пост-рок и метал, корнями уходящих в прогрессивный рок и индастриал. Жанр в основном характеризуется искажённым гитарным звуком, привычным для метала, мрачной атмосферой, постепенной эволюцией структуры песен и минимальной выразительностью вокала. По словам Тёрнера (гр.Isis), экспериментальные группы, такие как Melvins, Godflesh и Neurosis «подготовили почву для нашего появления…». Хотя Neurosis и Godflesh появились ранее и демонстрировали элементы, присущие пост-металу, все же именно группе Isis чаще всего приписывают формирование структуры жанра с выпуском альбома «Oceanic« в 2002.
Существует множество полностью инструментальных групп, таких как, например, Pelican. Пост-гранж обычно делят на два подвида. Первый — наиболее распространённая музыка с мягким звучанием, похожая на альтернативный рок и местами на хард рок. Наиболее яркими представителями являются Foo Fighters, Audioslave, Nickelback. Второй вид — это так называемый «тяжёлый постгранж» или «grunge-core», который нередко причисляют к нью-металу. Для музыки такого типа характерно сочетание тяжёлой музыки с депрессивными текстами и более жёстким вокалом. Наиболее заметные представители: Godsmack, Three Days Grace, Creed, Staind. «Золотой серединой» между обыкновенным и тяжёлым постгранжем являются группы 30 Seconds to Mars, Seether, Skillet и Red.
Российская пост-рок сцена талантами определенно не обделена. Среди наиболее одиозных (читай: выпустивших более одного альбома) ее представителей следует упомянуть коллективы Silence Kit, Босх с тобой и Мои ракеты вверх. На пятки им наступает молодежь – Everything is made in China, Mooncake, Я слева сверху. Среди саратовских групп работающих в этом стиле можно отметить те же «Пляски святого Витта», а также Broken Confidence.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №17 (417)
Автор статьи: Юрий АЛИСТЕР
Рубрика: Культура