И восходят звезды!
Собиновский фестиваль финишировал гала-концертом с участием победителей Конкурса конкурсов. Ими стали: Нажмиддин Мавлянов из Узбекистана (первая премия), Маргарита Финогентова из Чувашии (вторая) и Александр Чувпило из Украины (третья). Дипломами награждены три участника: Валентина Феденева, Гаянэ Арутюнян (обе с Украины) и монгольский батыр Улзийбурэн Цэрэнчунт.
Конкурс проходил интересно и напряженно. Ровный, достаточно высокий профессиональный уровень показали практически все участники. Кому-то не очень повезло при жеребьевке. Петь первым номером и последним всегда трудно. Но уже в первом туре, где жюри оценивало народные песни и танцы, заявили о себе бархатистый баритон Чувпило (Киев), красивого наполнения сопрано Арутюнян (Одесса), широкого диапазона тенор Мавлянова (Узбекистан). Последний с одинаковой выразительностью и легкостью исполнял Шуберта, Чайковского и популярные в свое время «Наманганские яблоки». Хорошие вокальные данные показала вокалистка Феденева. Она тоже с Украины, но сейчас солирует в молодежной оперной программе Большого театра.
Тенор из Новосибирска Артем Голубев продемонстрировал высокую сценическую культуру исполнения и явный драматический талант. Выразительно пел конкурсант из Петербурга Владимир Целебровский. Обладает хорошими данными Елена Золова-Гаврильчик из Минска. Но у каждого есть пока свое какое-то «но». Тенор Мавлянова «перепел» друзей-соперников силой звучания и эмоционального воздействия на слушателей (овации длились несколько минут).
В любом случае это был конкурс достойных, победить в нем было нелегко. Когда вскоре после окончания второго тура снявшие с себя фраки и вечерние платья претенденты собрались в Голубой гостиной, волнение их бросалось в глаза. Это всегда самый напряженный момент фестиваля. Стулья образуют каре перед столиком жюри. Напротив столика – 12 пустых стульев, постепенно они заполняются ребятами в джинсах и майках. В них затруднительно узнать недавних Травиат и Германов оперной сцены. Но вот жюри зачитывает результаты. Номером первым объявлен Нажмиддин. От неожиданности он закрывает лицо руками:
– Я вам очень благодарен. Это меняет во многом мою оперную судьбу. Спасибо моей семье, спасибо моим учителям! Спасибо Узбекистану и России. Меня пригласили солистом в Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. И я уже спел вместе с Хиблой Герзмавой «Сказки Гофмана» Оффенбаха. Спасибо режиссеру, спасибо директору…» – далее следует длинный список по-восточному щедрых благодарностей. И спасибо нашему театру, что пригласил такую восходящую мега-звезду поучаствовать в вокальных состязаниях в Саратове .
Кроме конкурса, который стал центральным событием фестиваля, каждый день приносил что-нибудь новое и необычное. Вечер классической хореографии подарил встречу с «Шопенианой», поставленной еще Михаилом Фокиным, и «Кармен-сюитой» в хореографии знаменитого Альберто Алонсо. Балеты, когда-то устроившие революцию на сцене, теперь причислены в классику. Непривычно только присутствие в них звезд балетного мира. И первая среди них – наша несравненная Татьяна Чернобровкина, не забывающая свою хореографическую альма матер. «Евгения Онегина» оживили своими голосами сразу четверо москвичей. Всех сразил сладкоголосый Ленский Дмитрия Иванчея.
Трое приезжих солистов задавали тон и в «Тоске», причем за дирижерским пультом находился известный дирижер Лука Биззозеро, молодое дарование из Швейцарии. Блистательно выступил «Терем-квартет». Обаял зрителей своим русско-украинско-цыганским репертуаром солист Мариинского театра Василий Герелло.
Не подвел и объединенный симфонический оркестр театра и филармонии, который играл редко исполняемую, сложнейшую музыку Прокофьева, Чайковского по Байрону и эпичное христианское «Сказание о невидимом граде Китеже». Оркестру скоро предстоит играть в Колонном зале Дома союзов.
Произведения Шостаковича спел в своем сольном концерте Леонид Сметанников. Солисты саратовской оперы показали концерт «Молодость театра» (тоже новшество фестиваля). Сергей Болдырев, трижды лауреат «Золотого Арлекина», главный художник оперного театра, открыл в Радищевском музее персональную выставку, где были представлены его макеты декораций и гигантская голова Казановы, царящая над залом, как она властвовала над сценой в спектакле, где он – главный герой.
Собиновский завершился, что всегда жаль. Зато следующий будет «серебряным», двадцать пятым.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №21 (421)
Автор статьи: Ирина КРАЙНОВА, фото Алексея ЛЕОНТЬЕВА
Рубрика: Культура