Яндекс.Метрика

Фанк – странные танцы!

Фанк – странные танцы!

Эта статья посвящается самому танцевальному стилю – фанку (англ. funk). Музыкальными особенностями фанка являются: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз. Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah.

Само слово фанк – жаргонное, оно обозначает танцы в бешеном ритме («Get funk!», «Get funky!») Джазмэны употребляли его с начала XX века, когда обращались к зрителям. Наряду с ним употреблялось слово «сканк» (англ. skunk). «Мёртвые» или приглушённые ноты используются в рифах, чтобы усилить ударные элементы.

Фанк появился в середине 1960-х в США, как видоизменённый утяжелённый соул. Характерно, что изобретатель и «крёстный отец» фанка Джеймс Браун начинал как певец соула и ритм-энд-блюза. Первой записью в стиле фанк считаются его песни «Papa’s Got a Brand New Bag» и «Funky Drummer» 1965-го года.Технический приём «Слэп«, который ещё называют «ударной техники игры на басу» стал отличительным элементом фанка его изобретение часто приписывают Лари Грэхэму. Пионером фанк-рока был сам Джимми Хендрикс. Последователем фанка в новом веке стал стиль синти-фанк.

Первоначально фанк был только развлекательной музыкой («In the Midnight Hour» и «Funky Broadway» Уилсона Пикетта), но в контексте движения за права чернокожих получил и политическое звучание. В это время и позднее фанк влияет на рок и джаз, порождая переходные стили. В 1970-х одним из создателей и исполнителей стиля «электрофанк» был Херби Хэнкок, оказавший огромное влияние на развитие этого стиля. В середине 1970-х выхолощенный и электризированный фанк даёт рождение диско. Фанк оказывает значительное влияние на развитие рок-музыки 1990-х во многом благодаря белым музыкантам и таким группам как Red Hot Chili Peppers, Primus, Jamiroquai, Beastie Boys.

В 1980-е фанковые короли Майкл Джексон и Принс царят на олимпе не только (и не столько) ритм-энд-блюза, сколько мировой поп-музыки, что свидетельствует о способности стиля отвечать на музыкальные запросы самой разношёрстной публики.

В 1980-х семплы фанк-хитов очень широко используются в хип-хопе; эта традиция продолжается и в 2000-е такими влиятельными продюсерами как The Neptunes. А ещё фанк используют в основе такие Hip-hop продюсеры как Madlib, Dj Premier, Pete Rock, J Dilla, Dr. Dre и многие другие. Не избежала влияния фанка и альтернативная рок-музыка (Talking Heads, Minutemen).

В России широкой экспансии фанка пока не произошло, но направление пользуется растущим спросом у российских ценителей музыки. Исполнители, работающие в самых разных жанрах, обращаются к фанку как к основе для творческих экспериментов. На сборнике, который назван в честь одного из хитов Джеймса Брауна – «I Feel Good», представлены все разновидности российской фанк-сцены. Это и классика жанра в исполнении Н. Арутюнова, и авторские сочинения других авторитетных музыкантов – В. Горского, А. Давидяна, А. Василенко, и творчество молодых музыкантов – джаззи-фанк от Funk You, рэп-фанк МД&С Павлова, фанк-хоп группы «Я и друг мой грузовик» и др.

В Саратове известна фанк-группа «Час Цунами». По словам самих музыкантов, проект был основан под впечатлением от музыки Джеймса Брауна, Джорджа Клинтона, Мэсио Паркера, Бутси Коллинса и KC&Sunshine Band, летом 2007 года. В фанк решили добавить элементы диско. Это весело, ярко и понятно любому слушателю. ЧАС ЦУНАМИ – безумный коктейль звука, цвета и света в стиле диско-фанк.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №21 (421)
Автор статьи:  Юрий АЛИСТЕР
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: