Яндекс.Метрика

Все на сцену!

Все на сцену!

Родину помнит!

Постоянный организатор фестиваля – государственный театр Наций во главе с нашим земляком, народным артистом России Евгением Мироновым. Федеральное и областное министерства культуры помогли провести нынешний. Место проведения было выбрано не случайно: область, из которой родом сам Евгений Витальевич, город, подаривший России одно из ярчайших явлений отечественного театра – актера Евгения Лебедева. Созданный сравнительно недавно (в 1997 году) Балаковский драматический театр носит его имя. Памятник кудеснику перевоплощений – в сквере перед театральным зданием, посвящен ему отдел и в театральном музее. К фестивалю городские власти выделили два миллиона рублей на новое световое и звуковое оборудование, отремонтировали фасад, круг сцены, гримерки и туалеты.

Фестиваль малых городов существует с 1994 года (теперь его привычно называют «фестивалем Миронова»), трудно переоценить его роль в создании единого театрального пространства провинциальной России. Зародившись в столице (там прошли четыре фестиваля), он шагнул из перенасыщенной театральными событиями Москвы в «народ», в глубинку. Сначала была Лысьва – уральский городок, где есть театр с большой и славной историей. И вот, после трех лысьвенских фестивалей, впервые двинулся на Волгу. Фестиваль собирает все лучшее, что создается на сценах малых городов. Отсматривает «исходный материал», кочуя из города в город эксперт «Золотой маски», арт-директор фестиваля Олег Лоевский. Просмотры, обсуждения спектаклей, читки пьес включает и до краев наполненная афиша фестивальных дней.

Начался IX театральный форум теплым поздравлением от Евгения Миронова (балаковцы встречали его настоящими рукоплесканиями). На пресс-конференции он напомнил о том, что сам происходит из малого города Татищева, что хорошо знаком с несладкой жизнью периферийных театров. Он очень рад, что фестиваль состоялся в его родных краях и надеется, что этот смотр театральных сил станет ежегодным. Продолжился праздник открытия на крыльце театра Лебедева, куда после официальных речей приехали: губернатор области Павел Ипатов, зампредседателя правительства области Алексей Данилов и министр культуры области Владимир Синюков. Явились и припозднившиеся актеры итальянского балаганного театра с настойчивой просьбой включить их в афишу показов. Смешную репризу разыграли актеры ТЮЗа Киселева в масках Труффальдино, Коломбины и Арлекина. Разумеется, «золотых».

Еще один щедрый подарок театрам – участникам фестиваля от его директора Миронова стал спектакль Театра наций «Шведская спичка». Его сыграли на открытии. Эта блистательная пластически-музыкально-комическая версия чеховского рассказа, где пустившийся вскачь темпоритм, и оригинальное художественное оформление, и брызжущая изобретательность, и свежая энергия всех без исключения участников (спектакль вырос из дипломного) как бы задал тон, поднял планку, которой надо было соответствовать.

Играть – не переигрывать

Каюсь, с некоторыми сомнениями ехала я из театрального Саратова в «малый город» Балаково на фестиваль «малых театров». Ведь хуже плохой самодеятельности может быть только плохой театр, который смотреть часто бывает и больно и стыдно. По прошествии фестиваля могу признаться, что сильно ошиблась в своих подозрениях: и в самых далеких уголках нашего по-прежнему широкого Отечества живут традиции русского психологического театра, есть сильные спектакли, мощные актерские работы, интересные режиссерские решения.

Коми-Пермяцкий краевой национальный драматический театр из городка со смешным названием Кудымкар – не новичок на фестивалях различного ранга, удостоен разных наград. Пьеса Виктора Ольшанского «Зимы не будет», показанная на фестивале, оригинальна своим сюжетным посылом (кошки понимают язык людей, а те кошачий – нет), и своей мягкой иронией. Лобовое ее прочтение оставляет лишь один пласт – мелодраматический. Нина Голева, невероятно органичная, без малейшего нажима играет настоящую масштабную трагедию. Ей некуда деваться с четырьмя кошками, но кажется, будто речь идет о затоплении целого города (вариант «Прощания с Матерой»).

Актриса Алевтина Власова, в байковом халате и штанах с лампасами, с перекинутым через плечо мешком, сгибаясь под тяжестью солений-варений, вносит комические ноты в действо, но слегка пережимает, работая на публику. Коты тоже погружены в мировую скорбь – каждый в свою. Оживляют картину печали и увядания жизни их прыжки и кувыркание (по акробатике – отдельный постановщик). Но, отпрыгав и откувыркавшись, те снова ноют «такими злыми голосами». Одноглазый старательно хрипит, Тощий избрал для себя «приблатненный» говорок. Пространство спектакля одномерное, унылое. Даже Древо жизни – искромсанное, обрубленное, со всепроникающим мусором и пустыми бутылками. Жить в таком городе и трудно, и страшно.

Невольно вспомнился наш остроумный тюзовский спектакль, показанный на экспериментальной лаборатории Екатериной Гороховской (Петербург) и удачно доведенный до готового продукта (что не всегда получается). И хотя две престарелые тетушки сыграны не без тюзовской «слезовыжималки», финал замерзающей на скамейке бабушки с питомцами, под мягкий декабрьский снежок, казался светлым.

А «Женитьба Бальзаминова» Димитровградского драматического театра имени А. Островского (Ульяновская область) погрузила нас в пучину криминала. Грозного вида дядька просит (нет, требует) зрителей раскошелиться. Подозрительные типы побежали по рядам – не дай им, как же! Театральная провокация задает тон. На сцене орудует «шайка Чебакова» – так обозначено в программке. Мордует маленького, несчастного Бальзаминова, валяет в грязи, перекидывает, как тряпичную куклу, через забор. А ведь Чебаков по Островскому «очень приличный господин средних лет». Олег Козовников играет агрессивно. Считается, что актеры кричат от большого психологического зажима. А по мне – оттого, что сказать нечего. О чем пьеса, постановщик Владимир Рубанов, видимо с артистами не выяснял, и как донести историю до зрителя не научил. А тут, как на грех, услужливо всплывают аншлаговские приемчики: с переодеванием мужиков в баб, с лазаньем под юбку и прочей пошлятиной. Сваха, чувствуя себя гастролершей, переигрывает, потом и вовсе подходит к краю сцены, требуя подхлопывания. Все можно опошлить, превратив в махровую самодеятельность пьесу о любимом, трогательно-мечтательном герое Островского. В общем, как гласит другое название пьесы: «Зачем пойдешь, то и найдешь»…

В неудачах я никогда не виню актеров. Они часто как дети без родителя, если нет в театре постоянного режиссера. Руководитель Димитровградского театра, бывший физик, интеллигентный человек, рассказал, как за месяц, заламывая неподъемные деньги, ставят спектакли заезжие постановщики. Как уходят с пятитысячной зарплаты из театра молодые актеры (три тысячи приходится отдавать за общежитие). Приезд на такой театральный форум для них – настоящий праздник и серьезная учеба. Позаниматься сценической речью и движению у ведущих педагогов Москвы и Екатеринбурга, увидеть лучшие спектакли лучших «малых театров» страны – действительно дорогого стоит…

Васса без границ

Не подбавила света и «Васса Железнова» из Лысьвы. Многие пьесы Горького грешат крайним натурализмом в изображении язв и пороков общества. Здесь же пороки рассматриваются в двойную лупу: охальник Восьмеркин у всех на глазах лезет под юбку к глупенькой Людмиле, та бегает по дому в ночной рубашке, а ее разухабистая сестра – в коротких панталонах (меду прочим, начало прошлого века на календаре!). В пьесе властной миллионщице противостоит только одна сила – революционерка Рашель. Красивая, смелая, фанатично преданная идее. Но никак нельзя, чтобы сейчас Рашель была «луч света» в царстве пошлости…. И свой главный монолог против развращающей власти денег (разве не так?) эта сильная женщина произносит на коленях, спиной к зрителям, в сценических слезах, бормоча текст себе под нос. В такой трактовке у Вассы нет соперников. Но и в подобном окружении превосходная актриса Клавдия Савина лепит образ измученной нескончаемыми изменами, неудачными дочками и тоской по потерянному для нее сыну женщины. Всю энергию она направила на два дела: богатство рода и фамильная честь. Актрисе Савиной жюри фестиваля присудило специальный приз.

Очень похожи «общими местами» постановки Балаковского и Толяттинского театров. Те же кричащие, сильно пережимающие герои. В «Русской народной почте» – массовка, в «Хапуне» – лица второстепенные, а порой и главные. Красавица Галя у Ольшанского – девушка, скорей, лиричная, здесь играет на одной ноте – обиды. Лишь однажды, понимая, что навсегда лишается любимого парубка, отыгрывает сцену искренне, драматично Екатерина Оттепель. На первый план в фантастической истории про украинское село и еврейского черта вышел отставной солдат Харько (Эдуард Ахметов). Оборотистый и ловкий, он здесь носитель житейской мудрости. Удачен черт – дебют на фестивале А. Бубнова.

Декорации московского художника Андрея Тимошенко погружают в мир сказки, где на расписанных «а ля Шагал» занавесях нарядные хатки стоят на земле и зеркально висят в воздухе. Где солнце – освещенный софитами таз, а звезды – горящая синим пламенем горилка. Где домики маленькие, как у кума Тыквы, с откидной соломенной крышей. Их слишком много, они сильно загромождают сцену. И вообще, всего слишком. Как в винегрете с крупно порезанными овощами: музыки, песен, драк, нарочито яркого фольклора. А ведь есть в спектакле замечательные куски – как пение дивчин, разматывающих с мостка половицы-пестрядинки. Если все привести к общему знаменателю, должно получиться увлекательное зрелище.

Не понравился мне в спектакле балаковцев хваленный критиками «блошиный рынок» со всеми натуралистическими подробностями. И толстая Мерлин, и безвкусно одетая английская королева (бедная, бедная Елизавета!) только мешали пенсионеру Ивану Жукову с упоением и восторгом писать письма историческим фигурам и сочинять за них ответы. Правда, первые минуты актер работал в стиле «бормотального реализма». Потом речь его налаживается, он убедительно показывает человека, живущего в мире грез. Гармошка – его старый товарищ, Исполнитель роли Олег Прядко получил специальный приз губернатора области И все же жаль, что театр выбрал для показа этот несовершенный спектакль, а не тот, за который получил Арлекина на областном фестивале. И почему не попал на фестиваль коллектив из Вольска, главреж которого – обладатель двух Золотых Арлекинов?

Надежды маленький театрик

Знаменитый татарский драматический театр из Альметьевска, призер многих фестивалей, привез чудную сказку, начиналась которая уже у входа в зрительный зал. Всем раздали программки (их часто не хватало, что напрягало меня как обозревателя), угостили чак-чаком, повязали «ленточки счастья» и с добрыми пожеланиями выпустили на сцену. Мы сидели на мягких, красивых подушках, слушали мелодичную восточную речь, а в наушниках ее напевный русский оригинал – поэму «Ашик-кериб» Лермонтова. Действие было скорей пластическое, чем драматическое. Расписанные занавеси цвета песка и солнца, плавно бредущие караваны, опасные дивы, странные львы. Горы вырастали в зале из чехлов закрытых кресел, слышалось прерывистое дыхание сражающихся батыров. Следовало бы Ашику быть поживее, а его двойнику-певцу «попевучей». Но нам и так нравилось. Художник спектакля Димитрий Хильченко заслуженно получил специальный приз от саратовского отделения СТД России.

Сказку на современный лад показал знаменитый театр из Прокопьевска, коим руководит небезызвестный Марат Гацалов. Семен Александровский поставил здесь «Парикмахершу» Сергея Медведева. Тут героиня, в отличие от нашей (академдрама), обитающей в песочнице, живет, как в аквариуме, в стеклянном кубе парикмахерской и закрывается жалюзи от назойливых ухажеров. Ирина в исполнении актрисы Светланы Пожниковой приятно округла, обвалакивающе женственна. Ее улыбка лучится на весь мир и щедро дарит всех, кто попадает в ее магнитное поле. Неотразим и пожарный Виктор, заигравшийся на пожарах, где можно собирать паленые вещи. Вторжение в их жизнь уголовника Евгения кажется этой парочке – и режиссеру! – дурным сном. Он отмахнулся от него, «оженив» в конце пожарного с парикмахершей. У автора финал более реалистичный, но этот театр не хочет «свинцовых мерзостей жизни» и помещает в стеклянный Иришкин куб еще и счастливого Виктора. Именно исполнителю этой роли присуждена премия фестиваля Миронова как за лучшую мужскую (Георгий Болонев).

Война до и после

Недавно, в год юбилея Победы, страна вспоминала свою большую войну. Три спектакля о войне привезли на фестиваль Рыбинский театр («Фронтовичка» Анны Батуриной), Волжский из Волгоградской области («А зори здесь тихие» Бориса Васильева) и Минусинский из Красноярского края («Саня, Ваня,Римас» Гуркина). В спектакле верхневолжцев точно ухвачен момент после победы – ощущение безграничного счастья, которое охватило молодых, выживших на войне солдат. Что могло быть дальше? Только мир и любовь. Все раненые собирают в дорогу любимого бойца Марию (Мария Сельчихина). Трогательны их жесты (сквозь прорези плащ-палатки видны только руки). Она едет к матери любимого человека, вскоре за ней следом поедет и он. И только мотоциклист, красивый веселый парень (Алексей Батраков) знает, что ничего уже не будет. Все хорошее остается в молодости. А их молодость кончилась вместе с войной.

Невероятно сдержанно существует на сцене женщина с горьким именем Мария. Ее тезка – исполнительница роли – в дивной мере наделена умением показывать внутреннюю жизнь героини. Кажется, она навсегда разучилась улыбаться. Будто отвердел овал лица, жестковатая отчужденность в глазах. Но появляется юный, обаятельный, откровенно влюбленный парнишка (хорошая работа Сергея Молодцова), и Марию не узнать. Хмыкает, как девчонка, веселится. Но смотрит на него, как на милого ребенка. Режиссер Илья Ротенберг изменил финал спектакля. А мне кажется, эта Мария, суровая, но со скрытой нежностью души, уже не изменится. Она осталась в своем страшно-прекрасном прошлом. Театру дали награду за режиссуру – специальный приз «Надежда».

«А зори здесь тихие» имеют такую длинную сценическую историю и воз штампов, что избежать их почти невозможно. Худрук этого очень молодого театра Вячеслав Гришечкин и постановщик Александр Гришин счастливо избежали набившего оскомину клише. Здесь биографические данные ненавязчиво вплетены в канву повествования. Интересно сценическое пространство. На передние ряды накинута маскировочная сетка, она же – поверхность болота. Актеры передвигаются по доскам к бровке сцены, по ней с помощью слег – к следующей доске. Когда тонет в болоте Лиза Бричкина, сетка собирается в воронку и действительно «засасывает». Немцы, тихо идущие по нашему лесу, наставляют автоматы на зал, при неверном красном свете. А вдруг и фашисты вздумают побегать по залу? И в финальной сцене удается уйти от всех шаблонов старшине Васкову. Он говорит так, что «пробивает» даже искушенных театралов.

Два приза фестиваля достались Минусинскому театру из Красноярского края. Они выступили последними, тоже с военной темой – «Саня, Ваня, Римас». Написанная и сыгранная безыскусно, но колоритно, с грубоватыми деревенскими шутками, как будто смотришь многосерийный фильм про жизнь сибирскую (только все наоборот: советское начальство дрянное, а кулаки – цвет нации), эта история увлекает, затягивает зрителя. Герои такие счастливые и дружные, что и нам кусочек их радости достается. Центр мироздания дома – Санька. Галина Архипенкова показывает народный характер в его лучших былинных чертах: умение любить, ждать и прощать, оставаясь при этом притягательной и гордой. Спектакль стал лучшим по итогам конкурса. Актриса получила приз за лучшую женскую роль.

Ковбои Сибири

Меньше повезло Тобольскому театру, показавшему на фестивале многослойную пьесу Стейнбека «О мышах и людях». В спектакле есть нестыковки. Непонятно, зачем тащит за собой крепкий ковбой Джорж дурачка Ленни, устраивает на работу, спасает от расправы. Джорж был раньше главный в постановке Михаила Полякова. Что-то сместилось, и на первый план вышел страненький, подергивающийся, сильный физически и беспомощный в мире людей Ленни (Павел Жук). Но и Джорж Евгения Пономарева очень хорош, по-мужски и по-актерски. Как заманчиво он рассказывает о чудесной ферме, которую они обязательно купят с Ленни. Это вообще спектакль настоящих мужчин среднего возраста, которые умеют органично, неспешно существовать на сцене. Нам нравится на них смотреть, несмотря на «потерю реакций». Да, хороши в Сибири театры, и талантливы актеры.

…Возглавляла жюри прекрасная комедийная актриса, народная артистка России Ольга Волкова: «Приглашайте меня всегда. Я готова жюрить, учить профессии где и когда угодно!», – заявила любимица публики.

Дочь Олега Ефремова, редактор Российского театрального журнала Анастасия тоже была в жюри. Она показала в рамках фестиваля большую программу короткометражных документальных фильмов – участников международного Канского фестиваля в Сибири (в городе Канске). Это было смешное, а подчас пугающее зрелище.

Закончился фестиваль приездом министра культуры России Александра Авдеева. Он провел «круглый стол» с директорами театров и пообещал помочь создать ассоциацию при Театре наций. Затем министр выступил на церемонии закрытия фестиваля, назвав его «одним из важнейших событий культурной жизни страны».

Каждый театр получил грамоту участия и картину балаковских художников. Чапаев и Обломов, Мюнхаузен и Шарапов, Столыпин и генерал Карбышев – эти и многие другие, ставшими классическими экранные образы, созданы нашими земляками – выдающимися русскими актерами. Им был посвящен фильм на церемонии.

В любом случае актеру надо только честно, профессионально работать, не потрафляя низким вкусам. Это напутствие прозвучало из уст еще одного члена жюри, народного артиста России Александра Галко.

– Фестиваль очень много дал нам, мы многому здесь научились. Мы очень благодарны министерству культуры и театру Наций за его организацию, – поблагодарил за всех директор тобольского театра Сергей Радченко.

Балаково-Саратов


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №22 (422)
Автор статьи:  Ирина КРАЙНОВА, фото Алексея ЛЕОНТЬЕВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: