Потенциально опасны
В связи с катастрофой теплохода «Булгария» вопрос о безопасности пассажирского речного транспорта поднят на самом высоком государственном уровне. Какие меры приняты на территории Саратовской области, в каком состоянии находятся наши суда, сколько в акватории Волги затонувших кораблей, выясняли «Новые времена».
Министерство транспорта и дорожного хозяйства области осуществляет систематический контроль технического состояния всего, что ездит, летает и плавает на территории региона. Но первые выводы из трагедии в Куйбышевском водохранилище предполагали еще и срочные неординарные меры.
Вот почему капитану следующего круизным маршрутом дизель-электрохода «Композитор Глазунов» (того самого 785-го проекта, что и затонувшая «Булгария») 13 июля правительство Саратовской области совместно с ООО «Берег-2008» предложило на безвозмездной основе причалить к пристани на набережной Саратова. Представители областной власти выразили готовность оказать всяческое содействие в решении вопросов, связанных с вынужденным простоем судна. Однако капитан теплохода поначалу отказался уходить с рейда.
– Пассажиры теплохода «Композитор Глазунов» стали невольными заложниками сложившейся ситуации и в течение трех дней были вынуждены находиться на рейде возле Саратова, – отметил министр транспорта Иван Панков. – Когда стало очевидно, что стоянка будет длительной, губернатор дал поручение оказать всю необходимую помощь. С этой целью министерством транспорта был решен вопрос не только о бесплатной стоянке судна у пристани на набережной Космонавтов, но и об отправке отдыхающих в Москву.
Уже вечером 14 июля пассажиры дизель-электрохода «Композитор Глазунов» отправились в столицу на комфортабельном автобусе. Это стало возможным после проведенных переговоров между руководством министерства и организатором речного круиза на теплоходе ООО «Агентство круизных перевозок». Автобус был предоставлен министерством транспорта и дорожного хозяйства области на безвозмездной основе. В результате участники неудавшегося круиза не только смогли с комфортом доехать до Москвы, но и в качестве компенсации побывали на экскурсии в Рязани.
По прибытии в Москву пассажиры направили коллективное благодарственное письмо за оказание помощи в организации трансфера на имя губернатора Саратовской области Павла Ипатова, министра транспорта и дорожного хозяйства области Ивана Панкова, руководителей ГАУ «Управление пассажирских перевозок» и компании-перевозчика.
В настоящее время по поручению губернатора Павла Ипатова создана межведомственная комиссия по анализу технического состояния пассажирских судов, работающих в акватории области. В ее состав вошли представители министерства транспорта и дорожного хозяйства области, транспортной прокуратуры, Главного управления МЧС России по Саратовской области, Управления государственного морского и речного надзора в сфере транспорта, УВД на транспорте МВД России по ПФО.
В результате интенсивных ежедневных проверок выяснилось, что все 13 пассажирских теплоходов, обслуживающих население региона, находятся в технически исправном состоянии. Однако в их эксплуатации есть такие нарушения, как несоблюдение периодичности проведения учебной пожарной тревоги, отсутствие идентификационного номера или санитарного свидетельства, неточности при ведении судовой документации. На «Капитане Федосееве» обнаружили недостатки в комплектации. До их устранения судну запретили выходить из порта. По фактам других нарушений составлены протоколы.
– Это только первый шаг, подобные проверки планируется проводить регулярно, – заверил «Новые времена» председатель комиссии министр транспорта Иван Панков. Кроме того, по его словам, теперь при каждом отплытии маршрутного судна экипаж и специалисты министерства транспорта будут проводить с пассажирами специальные инструктажи и учебные мероприятия. Как в самолетах. К слову, на рейсах Саратов – Сосновка, Саратов – Кошели и Саратов – Шумейка такие тренировки уже проводятся.
Между тем опасность для людей могут представлять не только неисправные суда, но и затонувшие. Как рассказал «Новым временам» председатель комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области Игорь Шопен, по последним, уточненным данным, на дне Волгоградского водохранилища лежат 82 судна. Это корабли, лодки, баржи. Водолазы на сегодняшний день исследовали 13 из них. На одном из «утопленников» обнаружен бак с дизтопливом. Нет сомнений, что он представляет потенциальную опасность для экологии региона. Как известно, на Волге в районе Саратова уже не раз появлялись большие масляные пятна, всплывавшие из прогнивших баков затонувших посудин. Рецидив не исключен в любую минуту. К тому же наличие ГСМ в трюмах не единственная угроза, исходящая от погрузившихся на дно кораблей и барж. Некоторые из них лежат в районе массовых купаний или на пути следования частных лодок и катеров. Последствия при столкновении с «утопленниками» непредсказуемы.
Тянуть с очисткой дна небезопасно, уверен Игорь Шопен. Но для этого потребуется принятие специальной федеральной программы. У регионов на подъем многих судов нет ни средств, ни прав – у каждого затонувшего плавсредства есть свой хозяин.
– В сентябре в Саратове состоится совещание БВУ (бассейно-водного управления – ред.), на котором будут присутствовать представители многих регионов России, – поведал Шопен, – вот на нем мы и хотим сформулировать обращение о необходимости создания федеральной программы по поднятию затонувших судов. Думаю, что на условиях софинансирования регионы будут в состоянии эту проблему решить.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №26 (426)
Автор статьи: Иван ПЕТРОВ
Рубрика: Правопорядок