Маршрут – «Саратов»
Отныне за туризм в области отвечает новая структура – комитет по молодежной политике, охране культурного наследия и туризма. Правительство хочет активизировать развитие туристической сферы, как можно эффективнее используя весь местный потенциал. Ведь не секрет, что свои отпуска жители Саратовской области привыкли проводить либо на дачах, либо вдали от родины. Собственную губернию как место для интересного отдыха и туризма воспринимают далеко не все. Многие убеждены, что «смотреть здесь особенно нечего, да и сервис невысокого качества». Поэтому и путешественников к нам не очень-то заманишь. В действительности все это далеко не так. Похоже, что вопрос лишь в умелой организации процесса.
Неприметный Гагарин
На туризме зарабатывает весь мир. Целые города и даже страны живут за счет приезжих. На что только не идут аборигены, дабы заманить к себе «праздношатающихся» гостей, какие только легенды не выдумывают. Вот балкон Джульетты, под которым она встречалась с Ромео, – добро пожаловать в Верону. Вот ядро, на котором барон Мюнхгаузен летал на Луну, – приезжайте в Ганновер. Ну и так далее в подобном же духе.
В таком случае местность, где по-настоящему приземлился первый настоящий космонавт планеты, наверное, должна быть точкой паломничества со всего мира. Если все грамотно преподать. И тут только успевай грести деньги лопатой на текущих (в прямом и переносном смыслах) рекой туристах. В любом даже самом захудалом западном городишке так бы и делали, если бы Гагарин случайно приземлился у них.
Туризм – важная часть экономики, наряду с промышленностью. Он способен создавать рабочие места, приносить прибыль, отчислять налоги. Тем более что наш регион обладает огромным потенциалом – благоприятным климатом с большим количеством солнечных дней в году, уникальным, разнообразным природным ландшафтом. К примеру, по словам директора пансионата «Домостроитель» Натальи Пановой, ее предприятие дает городу 30 рабочих мест и миллион рублей налогов. Но если поток туристов возрастет, эти цифры могут увеличиться в разы.
Город, расположенный на берегу Волги, наверное, априори должен быть привлекательным с точки зрения туризма. Яхты, пикники, рыбалка, водные развлечения, которым россияне охотно предаются где-нибудь на пляжах Турции, – все это деньги, и немалые.
Ни автобусов, ни пароходов
Вплоть до начала 90-х Саратов посещала масса иногородних туристов. Ежедневно к парку Липки подруливало по десять-двадцать автобусов из разных городов страны. Плюс каждый выходной из райцентров прибывали десятки автобусов со школьниками – в цирк, на экскурсии, в музеи. Что сегодня?
«Предлагаем вам познакомиться с Саратовом из окна автобуса. Вы увидите достопримечательности города: парки и скверы, церкви и храмы, памятники истории и архитектуры, посетите музеи и галереи».
Это приглашение, размещенное на сайте одной из крупных саратовских турфирм. Звоним туда и убеждаемся, что данная услуга предоставляется только туристическим группам, причем по предварительным заявкам. Регулярных почасовых экскурсий по городу нет. «Мы много раз пытались наладить этот бизнес, но увы, пока не получается, спроса нет», – признались нам в турфирме.
К тому же экскурсионная программа предлагается довольно однообразная: Музейная площадь, набережная, консерватория, Липки, музей Радищева. Вроде бы впечатлений на полноценную экскурсию вполне хватает. Но достаточно ли этого, чтобы человек захотел сюда вернуться? Чтобы он запомнил достопримечательности и архитектуру, а не только плохие дороги и неуютный гостиничный номер?
Откуда у нас взяться организованным туристическим группам? Может быть, с проходящих мимо по Волге теплоходов? Но они сегодня на наших причалах особо не задерживаются – слишком кусается установленная муниципалитетом плата за стоянку. Причальная стенка является федеральной собственностью. Ее арендует некая фирма «Берег-2008», которая возникла непосредственно перед проведением конкурса, чудесным образом выиграла его и установила плату за стоянку круизных теплоходов в размере 1750 рублей в час плюс 17 рублей за один погонный метр занимаемого причала. Это самые высокие расценки, по сравнению с Астраханью, Волгоградом, Ульяновском, Самарой и даже богатым Татарстаном.
Ежегодно к Саратову причаливают порядка 80 тысяч туристов. Если бы каждый из них потратил в среднем по одной тысяче рублей, то город заработал бы «лишних» 80 миллионов. Но максимум, на что хватает времени у наших гостей, – пробежаться вокруг Троицкого собора. И в путь – тратить свои деньги в других волжских городах, где плата за стоянку более разумная. Больше двух часов круизные суда в нашем порту не стоят. Между тем памятны времена, когда они торчали там с утра до вечера.
Не мостом единым
У саратовцев есть стереотипы, их представления о колорите малой родины зачастую умещаются в примитивную схему: Чернышевский – Гагарин – саратовская гармошка – мост через Волгу.
А ведь стоит только отправиться в путешествие по региону, как откроются места волшебной красоты и глубокой старины. Как, например, источник «Вавилов Дол» близ села Ивантеевка. Или заповедник «Черные воды», в котором водятся бобры. Или Хвалынск с его меловыми горами и соснами. Красный Кут близок для любителей степной романтики. Река Медведица идеально подходит для семейных походов на байдарках.
А старинные дворянские усадьбы XVIII – XIX веков на реках Терешка, Медведица, Хопер, где в садах растут редкие деревья с разных континентов? Многие ли посещали усадьбу Зубрилово князя Голицына-Прозоровского? Там, уверяют, еще жив знаменитый дуб Крылова – известно, что баснописец был гувернером у детей Голицына-Прозоровского. Говорят, дуб этот даже более реален, чем балкон Джульетты.
Каково жить в Саратове и не знать, что Увек является местом поселения древнейшей цивилизации – Золотой Орды? А немцы Поволжья? Ведь сохранились дома старой постройки, разрушающиеся церкви, мельницы. Из США, Канады, Южной Америки приезжают люди, предки которых когда-то поселились на берегах Волги и основали немецкие колонии.
А кто знает о лимонарии в Елшанке? Там мир тропиков – растут кофе и папайя, цветет гранат, лимоны весом до двух килограммов. И все это при желании можно купить. Причем здесь, под боком, а не в далеких странах.
В общем, есть на что посмотреть. Правда, те же усадьбы в большинстве своем в полуразрушенном состоянии. Но если бы туристический поток был регулярным, то появились бы и средства на реставрацию.
По данным правительства, на территории области расположено 124 памятника природы, более 300 памятников архитектуры, открыто свыше 3 000 памятников археологии, сохранилось 18 старинных усадеб, 27 музеев государственного подчинения. Саратовская область включает в себя 38 районов и 18 городов, 11 из которых вошли в перечень исторических городов России: Саратов, Балашов, Хвалынск, Новоузенск, Пугачев, Петровск, Вольск, Балаково, Энгельс, Аткарск, Маркс. На территории региона имеются минеральные воды (бальнеологические, лечебные, столовые) и грязи, на базе которых созданы курорты, лечебницы, санатории, профилактории.
Мангальское иго
Отдельный разговор – турбазы. Когда-то их в области функционировало более двухсот, доступных для большей части населения. С распадом Советского Союза большинство из них либо оказались заброшенными, либо за бесценок перешли в частную собственность. Вроде бы логично, чтобы этот сектор туризма приносил региону прибыль. Но, как нам поведали в министерстве спорта и туризма (так называлась организация, которая теперь стала просто министерством спорта), никакого учета в данном направлении не ведется, владельцы турбаз ни перед кем не отчитываются.
Как правило, они не желают развивать инфраструктуру. Потому что для этого требуется масса разрешительных документов. Проще поставить знак «Купание запрещено», брать приличную мзду за домики с кондиционерами и не иметь никаких отношений с надзорными структурами. Делать на таких турбазах, несмотря на высокие цены, практически нечего. Отдыхающие предоставлены сами себе – ни развлечений, ни кафе, ни пункта проката. Разве что мангалы везде понатыканы. Поэтому главное развлечение – перманентное поедание привезенных с собой запасов мяса.
Зачем многие саратовцы ездят отдыхать в Астраханскую область? Затем, что там рыбы больше? А может быть, просто потому, что там и с ценами, и с инфраструктурой все в порядке, нет проблем ни с проездом, ни с питанием, ни со спортивным снаряжением?
План есть
В регионе 11 туроператоров и около 150 турагентств, но работают они преимущественно на выезд, то есть пополняют деньгами саратовцев казну других стран. На рынке въездного и внутреннего туризма Приволжского федерального округа доля Саратовской области составляет не более 1%. Мы позади Татарстана, Нижегородской и Самарской областей.
Чтобы изменить эту статистику кардинальным образом, в декабре 2010 года правительством области была принята долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Саратовской области» на 2011-2013 годы. Ее общий объем финансирования предполагается в размере более 38 миллионов рублей. В том числе из областного бюджета более 25,7 миллиона, из местных бюджетов 9,3 миллиона, из внебюджетных источников 3 миллиона.
Для сравнения, финансирование предыдущей туристической программы (2007-2010) ограничилось 8,2 миллиона рублей. Результаты ее воплощения губернатор Павел Ипатов определил, как «близкие к нулю».
Новой правительственной структуре – комитету по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму – поставлены задачи, в первую очередь касающиеся въездного туризма.
Согласно программе, планируется увеличение налоговых поступлений от сферы туризма в областной и местный бюджеты со 114 миллионов рублей до 170 миллионов, рост туристских потоков в Саратовскую область c 320 тысяч человек до 370 тысяч. Подразумевается также ежегодное переобучение гидов-экскурсоводов в количестве 50 человек, создание новых рабочих мест в туристской сфере (до 5 тысяч человек), формирование единой базы данных туристских ресурсов области.
Первым шагом стало создание туристского информационного центра. Был проведен мониторинг, показавший, что наибольший интерес со стороны потенциальных туристов вызывает информация о санаторно-курортной сфере области, базах отдыха на Волге и семейном отдыхе. Для иностранных туристов наиболее привлекательными являются охота, рыбалка и деловые поездки, совмещенные с культурными программами.
Туризм – это не только туристские компании, это слаженно работающий комплекс или кластер, как модно нынче выражаться. Сюда входят музеи, отели, транспорт, объекты питания и развлечений, турбазы, санатории, специализированные учебные заведения. То есть для обслуживания туристов выстраивается целая цепочка. И если она работает, то отдача становится ощутимой.
Пока программа реализуется, хотелось бы знать, а какие, собственно, в этом направлении шаги предпринимают власти Саратова.
Похоже, что последней туристической инициативой была концепция бывшего вице-мэра города Дмитрия Удалова на 2004-2006 годы, направленная на создание организационных и экономических условий для развития современной туристической индустрии. Согласно тому документу предполагалось, например, создание археологического центра на Алексеевском городище (музей под открытым небом), воссоздание жилищ в селе Смеловка и сооружение павильона у могильника эпохи бронзы. Пропагандировались новые пути развития туризма: использование прекрасных охотничьих и рыболовных угодий, хороших условий для развития парусного спорта, а также конного туризма, делового туризма, развитие современной индустрии развлечений и использование связей с городами-побратимами. Сейчас в мэрии даже и не предлагают ничего.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №31 (431)
Автор статьи: Иван ПЕТРОВ
Рубрика: Общество