Как повысить эффективность капиталовложений
Существующее сегодня законодательство в строительной сфере требует ряда нововведений, поскольку далеко от совершенства. В этом уверены многие участники строительного рынка. Меры по реформированию отрасли предлагаются самые разнообразные. «Новые времена» приводят мнение специалистов Саратовского регионального центра экспертизы в строительстве (СРЦЭС).
Три стадии инвестиционного процесса
Как известно, федеральный закон № 94 создан для «совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов».
Однако строительство – сложный и многоуровневый процесс, его трудно подогнать под одну «гребенку», здесь при аукционных торгах требуется учесть значительно больше факторов, чем, например, при покупке готовых изделий.
Но пока другого закона у нас нет, остается копить опыт проведения тендеров, чтобы понять, что и в каком именно случае нужно менять.
А менять, реформировать необходимо в области ценообразования. Сейчас сметы расцениваются на стадии проектов, когда не установлены ни технические решения, ни технические условия. Такой подход, считают в региональном центре экспертизы, дает описание затрат по факту, не более того. При том что с 2008 года государственные контракты стали заключаться в твердых (окончательных) ценах.
Отсюда следует, что в системе управления затратами должен находиться комплекс взаимосвязанных нормативно-методических и информационно-справочных документов, позволяющих определять стоимость строительства на трех основных стадиях инвестиционного процесса.
Во-первых, на стадии бюджетного планирования, когда принимаются решения о целесообразности строительства того или иного объекта и определяются основные параметры его стоимости, то есть ориентировочные объемы финансирования.
Во-вторых, на стадии проектирования, когда определяются объемно-планировочные и конструктивные решения, параметры объекта и основные потребительские свойства входящих в его состав помещений.
В-третьих, на стадии осуществления строительства и расчетов за выполненные работы.
Существенной особенностью системы будет то, что определенные на стадии бюджетного планирования расчетные показатели затрат станут предельными. Лимит финансирования должен стать основным параметром технического задания на проектирование, уверены в СРЦЭС.
Об экономической целесообразности
Между тем Министерством регионального развития РФ уже внесены предложения на изменение 94-го федерального закона. Они звучат так: «При размещении государственного или муниципального заказа на выполнение работ по подготовке проектной документации (архитектурно-строительному проектированию), осуществляемых в соответствии с градостроительным законодательством, обязательным условием контракта является предельная стоимость строительства проектируемого объекта».
Кроме того, Минрегионом поручено соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам власти субъектов Российской Федерации включать в задание на проектирование объектов капитального строительства «предельную стоимость проектируемых объектов в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства», «при подготовке бюджетных проектировок на 2012 и последующие годы руководствоваться укрупненными нормативами цены строительства, включенными в федеральный реестр сметных нормативов».
С введением такой системы проектировщику придется «укладываться» в этот лимит. Для этого продолжает разрабатываться комплекс новых видов документов, являющийся одним из элементов системы управления затратами в строительстве.
Применение укрупненных нормативов цены строительства (НЦС), а также нормативов цены конструктивных решений объектов строительства (НЦКР) будут мотивировать проектировщиков применять наиболее оптимальные и экономичные решения, «укладывая» проектные решения в параметры будущего объекта, задаваемые заказчиками.
Таким образом, уже на стадии проектирования со всей определенностью можно будет выяснить, существуют ли такие конструктивные решения, которые позволяют построить объект в рамках установленного объема финансирования (лимита бюджета).
Новые документы стимулируют проектировщиков заниматься вопросами экономической целесообразности проектных решений. Внедрение в проектирование экономически обоснованных новых технологий отбивает желание закладывать избыточные проектные решения. Весь процесс будет автоматизирован. НЦКР – норматив цены конструктивных решений представляет собой сумму стоимостей технологических операций, необходимых для его осуществления. В укрупненных показателях будут учтены и выделены все виды затрат, начисляемые по итогам «прямых затрат»: накладные расходы, плановая сметная прибыль, все основные лимитированные затраты, НДС, то есть весь комплекс затрат подрядчика. Они будут иметь дифференцированные показатели стоимости на основной измеритель конструктивного решения не только в базовом (на 1 января 2000 года), но и в текущем уровне цен. Это обеспечит их прозрачность и наглядную сопоставимость с реальной стоимостью услуг.
Совместный проект
ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» в настоящее время активно участвует в разработке НЦКР саратовскими объектами. Находясь в общероссийской автоматизированной системе по разработке НЦКР, центр приобретает право использовать разработанные ресурсно-технологические модели НЦКР объектов всех участников этой системы, которые во время разработки проходят экспертизу, а затем в установленном порядке включает в федеральный реестр действующих сметных нормативов.
Работа ведется по договору о партнерстве с некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга». Координацию работы по переработке территориальных сметных нормативов осуществляет Федеральный центр ценообразования в строительстве промышленности строительных материалов Минрегиона России.
В настоящее время утверждены нормативы цен на строительство различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры.
Есть все основания полагать, что совместная работа всех участников инвестиционного процесса позволит избежать новых ошибок и перегибов и будет способствовать дальнейшему совершенствованию ценообразования в области строительства.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №38 (438)
Автор статьи: Иван ПЕТРОВ
Рубрика: Стройка/Недвижимость