Работа на имидж
В Туле самовар и ружья, в Санкт-Петербурге Эрмитаж и интеллигентные люди, которые уступают друг другу места в трамвае, в Москве пробки, в Новосибирске университеты, в Тюмени нефть, в Волгограде Мамаев курган и дом Павлова, в Саратове саратовская гармошка, калач. У каждого города, области, края есть свой образ, который создается слухами, легендами, историей. Что-то навсегда осталось в прошлом, что-то можно воскресить. Как сегодня создается медиаобраз региона и как это сказывается на отношении к нему его собственных жителей и соседей – об этом шел разговор на встрече саратовских и волгоградских журналистов в городе-герое Волгограде.
Министерство информации и печати области не в первый раз проводит подобные выездные семинары. В прошлом году делегация главных редакторов СМИ региона посещала пензенских коллег. На этот раз 23 главных и шеф-редактора побывали с визитом в Волгограде.
Тема, предложенная нашим министерством к обсуждению – медиаобраз региона как фактор формирования патриотизма, вызвала вначале некое непонимание со стороны волгоградских коллег. Основным посылом они посчитали слово «патриотизм», за что с удовольствием ухватились. Их нельзя за это винить: имея столь тяжелое, хоть и славное, прошлое, невозможно, да и ненужно обходить его стороной. В итоге представители старой гвардии волгоградской журналистики сделали упор на воспитание у молодежи, как они это назвали, военного патриотизма. И взвалили на журналистику весьма непростую миссию – сохранять силами пишущей братии память о Великой Отечественной войне: рассказы о раскопках, доказательство необходимости создания поисковых отрядов, призыв к приведению в порядок памятников, братских могил, поддержке ветеранов и так далее. Саратовцы возражали, что с тех пор была и афганская война, и чеченская, а то, что перечислили волгоградцы, в любом государстве является нормой.
Отличную мысль высказал старожил волгоградской журналистики Ефим Шустерман:
– Пока банка краски для военного памятника будет для муниципалитета нецелевкой, ни о каком воспитании патриотизма не может идти речи.
Возможно, в одной этой фразе кроется ключевой смысл для понимания того, как именно формируется медиаобраз. Что делают в городе, регионе власти, общественные организации, простые люди для того, чтобы гордиться тем местом, в котором ты живешь? Что такое медиаобраз? То, как представлены город ли, область ли на страницах газет и журналов, на информационных лентах интернет-порталов, на экране телевизора. Но что есть пресса, какая бы она ни была (если не вдаваться в крайности)? Это отражение реальной жизни. Если страницы газет не первый год пестрят заголовками на тему ветхого и аварийного жилья в областном центре (а об этой нашей проблеме в курсе даже наши южные соседи), это значит, что проблема действительно есть. Если у нас в Саратове первый в России общедоступный художественный музей с потрясающей коллекцией, так надо чаще об этом говорить. Создавать медиаповоды. Медиаповоды, как правило, создают те или иные властные или общественные структуры. То есть, по сути, в большей степени работают на создание медиаобраза региона как раз чиновники всех уровней, депутаты, правоохранительные и судебные органы, общественные организации. А СМИ – всего лишь зеркало. Значит, если мы хотим воспитать патриота своего региона, надо сделать так, чтобы жителю – саратовцу, волгоградцу, пензяку – было комфортно здесь и сейчас. Принять такой закон, чтобы банка краски на памятник не стала нецелевым расходованием средств, но потратить ее именно на памятник, построить хорошие дороги, которые не разваливаются с приходом первого весеннего тепла, вовремя давать отопление, вовремя проводить необходимый ремонт и так далее. Чтобы о городе, регионе действительно заговорили, необходима знаковая концепция развития. Например, Урюпинск Волгоградской области делает бренд на анекдотичности своего названия. Пример города Мышкина уже навяз на зубах. Но про город говорят. Значит, медиаобраз сложился и работает. Саратовская область на данный момент звучит во всех СМИ как регион с высоким инвестиционным потенциалом. А сам Саратов муниципальные власти только обещают сделать чистым, светлым, зеленым.
Существуют, правда, и кривые зеркала – заказные статьи, сюжеты, в которых правда выворачивается наизнанку или же не подается вообще. Отрадно, что все без исключения журналисты пришли к выводу, что есть профессиональный этический кодекс, который обязывает работать с фактами, но не с домыслами. Только своими силами мы не можем решить проблему создания того или иного образа области, наша задача – быть честными со своими читателями, не врать и не искажать факты. Только совместная конструктивная работа может привести к созданию такого образа, которым можно гордиться.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №39 (439)
Автор статьи: Анна МУХИНА
Рубрика: Общество