За здоровье отвечает педагог
В Саратовском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования создан Центр здоровьесберегающих технологий. Наш корреспондент встретился с руководителем Центра Маргаритой Павловой.
– Мы привыкли, что все проблемы, связанные со здоровьем, традиционно относятся к компетенции медицинских работников и занимаются ими органы здравоохранения…
– Это в теории. На практике же медицинские работники давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. Провозглашенный медиками приоритет профилактики перед лечением пока еще остается благим пожеланием. Спросите у участкового терапевта совета, как укрепить свое здоровье. В ответ, скорее всего, вы услышите банальные рекомендации «правильно питаться, больше гулять, не нервничать». Вот почему воплощать в жизнь провозглашенные медиками лозунги приходится, в первую очередь, нам – педагогам. С этой целью в июне 2011 года на базе Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования создан Центр здоровьесберегающих технологий. В задачи Центра входит разработка здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, пропаганда здорового образа жизни и принципов рационального питания. Кроме того, мы надеемся, что у нас найдется много последователей, и тогда наш Центр станет неким координирующим органом, направляющим деятельность всех заинтересованных лиц и организаций.
– Сто дней, которые для каждого нового дела являются знаменательными, уже прошли. Можно ли подвести какие-нибудь итоги и реально оценить поставленные задачи?
– Одним из основных направлений в работе Центра, которое нам кажется наиболее перспективным, является научно-методическое сопровождение вопроса совершенствования школьного питания. Ни для кого не секрет, что нарушения питания в детском возрасте – это одна из основных причин возникновения заболеваний желудочно-кишечного тракта. И не только. И таких заболеваний в нашей стране с каждым годом становится все больше. Поэтому самым первым мероприятием Центра стал межведомственный круглый стол, посвященный комплексной реорганизации системы школьного питания.
– Вы уверены, что это направление вашей деятельности принесет реальные плоды, и в обозримом будущем школьники Саратова и, надеюсь, Саратовской области будут питаться лучше?
– Безусловно. И доказательством служит тот факт, что в этом году Саратовская область вошла в число победителей конкурсного отбора среди субъектов РФ, реализующих экспериментальные проекты по совершенствованию организации школьного питания. В ходе проекта планируется оснастить школьные столовые современным оборудованием и внедрить в них передовые технологии приготовления пищи. Мы уже связывались с теми регионами, которые раньше нас вступили в этот эксперимент. Судя по предварительным итогам, и школьники, и их родители результатами эксперимента довольны.
– Какова роль Центра в реализации этого проекта?
– Она заключается в научно-методическом сопровождении. В частности, на базе Центра создана региональная площадка для обучения специалистов, занимающихся организацией школьного питания и формирующих культуру здорового питания у учащихся.
– Но ведь процесс формирования культуры предполагает наличие и второй стороны.
– Совершенно верно. Поэтому сотрудниками Центра при тесном сотрудничестве с ведущими учеными саратовских вузов ведется разработка комплексной образовательной программы обучения школьников основам здорового питания. Я полностью согласна с мнением ведущего сотрудника Центра, доктора медицинских наук, заведующего кафедрой общей гигиены и экологии СГМУ Ю.Ю. Елисеева о том, что процесс формирования культуры питания должен быть системным и начинаться в раннем возрасте.
– Мне кажется, что программа и планируемые стажировки специалистов имеют один и тот же вектор – направленный к ученику. А учитываете ли вы мнение самих школьников?
– Да, поскольку их мнение в этом вопросе – главное. И, чтобы услышать его, наш Центр выступил инициатором проведения в Саратовской области региональной научно-практической конференции для школьников «Здоровое поколение». Она проходила с 31 октября по 7 ноября. Я уверена, что материал, который мы получили в результате этой конференции, позволит нам увидеть проблему в полном объеме. А это значит, что предложенные нами в дальнейшем пути ее решения не будут однобокими и дадут ответы на все поставленные вопросы.
Кстати
В детском питании углеводы играют очень важную роль в связи со значительными энергозатратами, вызванными высокой подвижностью школьников. Количество углеводов в рационе ребенка должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров, то есть 320-420 г в сутки.
Калорийность рациона школьника составляет 2400 ккал для 7-10 лет и 2600-3000 для 14-17 лет. Если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №41 (441)
Автор статьи: Андрей МУРАВЬЁВ
Рубрика: Образование/Наука