Яндекс.Метрика

О любви к себе

О любви к себе

«Урод» – такая надпись красуется на афише Театра драмы им. И. Слонова под фотографией весьма симпатичного болгарского режиссера Явора Гырдева. Это провокативная попытка театра представить сразу и спектакль с одноименным названием по пьесе современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, и его режиссера. Судя по всему, интригующей окажется и сама постановка.

Энергетика Гырдева захватывает с первых минут – обаятельный, вежливый, умный, глубоко и интересно мыслящий, он как-то сразу завладел вниманием журналистской аудитории, которая за минуту до этого активно обсуждала поствыборные события в Москве. В начале разговора Явор, владеющий пятью языками и свободно говорящий на трех из них, сразу же извинился за свой русский, которому он учился «давным-давно», а сейчас, с начала его работы в Театре драмы, вновь возобновил изучение. Впрочем, заметный акцент и изредка возникающие нестыковки в падежах большого значения не имели – настолько интересным был сам человек. Он рассказывал о постановке так, что ты оказывался как будто перед огромной запертой дверью с маленькой замочной скважиной – можешь заглянуть и увидеть детали, поймать суть, но интрига все равно остается.

– Саратовская публика – для меня неизвестная, – заметил Гырдев. – Когда я начал думать, какой же спектакль можно поставить в городе, публику которого я не знаю, но чтобы проблема была понятна и интересна, я сразу подумал, что это будет «Урод» Мариуса фон Майербурга. Пьеса очень популярна, она ставится по всему миру. Последняя из постановок, о которых я читал, была в Австралии. Мне кажется, это связано с тем, что эта пьеса нащупывает современную проблему, которая является симптомом современности. «Урод» – это пьеса про любовь к самому себе и исследование проблемы, как вписаться в общество, но при этом остаться уникальной индивидуальностью?

Сюжет пьесы прост: некий инженер Летте не знает, что он урод, поскольку окружающие корректны и не говорят ему об этом. Но в какой-то момент компания, на которую он работает, запрещает ему продвигать свой товар, поскольку его внешность отталкивающая и он может отпугнуть всех потенциальных покупателей. Так главному герою открывается, что окружающие считают его уродом. И он делает пластическую операцию, чтобы приобрести себе новое красивое лицо. И вот тут начинаются проблемы, о которых он даже не предполагал.

– На мой взгляд, здесь замечательное исследование зависимости от современного рыночного мышления, – говорит Гырдев, – и в то же время мышления человеческой уникальности. И того, как они взаимодействуют. В современном обществе мы все больше зависим от рыночных законов, которые очень жестко влияют на наше самосознание и на нашу идентичность. И это может перевернуть внутренний мир, все наши взаимоотношения с людьми, с которыми общаемся каждый день, довести нас до положения, в котором мы уже не понимаем, кем стали.

Режиссер полагает, что в некотором смысле пьеса антиутопична и чем-то напоминает произведения Оруэлла и Замятина.

– Гедонистическое желание ощущать мир только красивым – в этом есть что-то самоуничтожительное, – резюмирует Явор Гырдев.

На роли восьми персонажей пьесы были приглашены четыре актера театра – Эльвира Данилина, Игорь Баголей, Владимир Назаров и Андрей Седов. Каждый из них, по словам Гырдева, играет две роли, которые соответствуют одному социальному типу.

– Когда я увидел большую сцену театра, я испугался, – делится впечатлениями режиссер. – Я привык работать на таких площадках, где идет постоянное взаимодействие с публикой. Зрители активно, критическим образом участвуют в спектаклях. Такой синергии очень сложно добиться в больших пространствах. Но иногда бывает наоборот – как раз они и помогают добиться большего эффекта.

Музыкальное и сценическое оформление уникальны. Над ними работает команда Явора Гырдева из Болгарии: художник Венелин Шурелов и композитор Калин Николов. В сценическом оформлении будет использована в том числе 3D-анимация, созданная Шуреловым. С музыкой особая история. Калин Николов написал музыкальные темы специально для этого спектакля, партитуры были отправлены в Софию, где солисты-инструменталисты записали ее, а потом готовые композиции пришли в Саратов по интернету. Как говорит режиссер, музыка и декорации подвижные, живые, не статичные, помогают смонтировать спектакль.

Премьера спектакля «Урод» состоится 20 декабря в Театре драмы.

Справка «НВ»

Явор Гырдев – болгарский театральный и кинорежиссер. С 1994 года поставил более 20 спектаклей в театрах Болгарии и других стран, а также реализовал несколько видео- и радиопроектов. Известность за пределами Болгарии получил как режиссер снятого в 2008 году дебютного фильма «Дзифт». За него Гырдев получил приз Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №46 (446)
Автор статьи:  Алёна ШИПИЛОВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: