Яндекс.Метрика

Бросьте прозу и отдохните душой

16 декабря в залах Радищевского музея (в корпусе на Первомайской, 75) при большом стечении публики торжественно открылась выставка «Путешествие русских картин. Передвижники в Саратове». Она посвящена 140-летию первой выставки передвижников, открывшейся в ноябре 1871 года в здании Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Устроители нынешней выставки, естественно, не ставили себе нереальной цели и не стремились дать реконструкцию ни первой передвижной, ни хотя бы одной из шести экспозиций Товарищества передвижных художественных выставок, которые с 1874 по 1904 годы проходили в Саратове. И все же отдельные произведения, побывавшие на некоторых из них, в сегодняшней экспозиции представлены.

Выставкам передвижников в нашем городе была посвящена специальная статья, основанная на откликах местной прессы, фиксирующих и состав этих экспозиций, и реакцию их посетителей. Тогдашние журналисты, сознавая социальное и культурное значение этих выставок, горячо призывали саратовскую публику посетить их: «Господа саратовцы! Бросьте дела, бросьте бумаги, бросьте клейменые и неклейменые весы, бросьте прозу и отдохните душой при взгляде на произведения бессмертного искусства»! На баннерах, представленных в нынешней экспозиции, приведено немало цитат из местной прессы, отражающих различные реакции публики, – от восторженных до скептических, когда социально-критическим устремлениям передвижников как образец подлинного искусства противопоставлялась картина Фирса Журавлева «Девишник в бане».

«Передвижничество сконцентрировало в себе высокую миссию общественного служения, традиционно присущего прогрессивному русскому искусству. Ни для одного этапа общественного развития не была характерна столь органичная слитность творческого самосознания с социальной психологией эпохи, определившей высокий гражданственный пафос передвижнического искусства, его всепоглощающую сосредоточенность на решении вопросов окружающей жизни, важнейших социальных и моральных проблем», – писал о выставках передвижников в Саратове Э.Н. Арбитман.

Отметил он и обсуждаемую едва ли не с конца ХIХ столетия проблему некоторого несоответствия «революции содержания», которое уже на раннем этапе принесли они в отечественное искусство, и явное запаздывание «революции формы», известный консерватизм которой заметно тормозил его поступательное развитие. Все это ощущается и на нынешней выставке. Так же как и усвоение новейших живописных достижений той эпохи в полотнах даже самых консервативных из передвижников уже в 1880-1890-е годы.

Если живопись на сегодняшней выставке в основном привозная: 35 полотен из Третьяковской галереи, пять из Русского музея и две из картинной галереи краеведческого музея в Вольске, то все экспонируемые графические листы принадлежат Радищевскому музею. Зал живописи передвижников в постоянной экспозиции нашего музея остался нетронутым, и зрители имеют возможность после осмотра выставки пройти в основной корпус музея на Радищева, 39, чтобы познакомиться с музейным собранием картин А.К. Саврасова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, И.И. Левитана и ряда других мастеров.

Но и в составе нынешней выставки пласт живописных работ из фондов Радищевского музея тоже оказался заметным: здесь и превосходные пленэрные этюды основателя музея А.П. Боголюбова «Река Сура» и «Мельница в Веле», и несколько жанровых работ В.Е. Маковского («Гитарист», «Старуха», «У острога»), и перовский портрет С.Т. Аксакова, и пейзажно-жанровая композиция И.М. Прянишникова «Общий жертвенный котел в престольный праздник», и достаточно продвинутый пейзаж представителя младшего поколения передвижников В.В. Переплетчикова «Лесная порубка».

К числу поздних передвижников относят и саратовского живописца В.В. Коновалова. Скорбная тематика музейной его картины «Нашли» (1891) как бы продолжена в его же полотне «Печальные вести» (1894) из Вольска. Выделяются такие работы мастеров этого поколения, как «Этап» (этюд-вариант несохранившейся картины) С.В. Иванова, а также историческая картина С.Д. Милорадовича «Патриарх Гермоген отказывается подписать грамоту в пользу поляков», которые некогда были в постоянной экспозиции.

Если говорить о графике, то особый интерес представляют ранний (1860-х годов) акварельный пейзаж Саврасова, программный рисунок И.И. Шишкина «Лес», экспонировавшийся на первой передвижной выставке в 1871 году, рисунок К.А. Савицкого «Товарищи-передвижники» (в письме А.П. Боголюбову) и его же рисунки к первому варианту картины «Проводы на войну», трагический лист С.В. Иванова «Баба копает могилу».

Наиболее значительные полотна предоставила Третьяковская галерея – самое богатое в мире собрание живописи передвижников. Здесь и одна из наиболее значительных картин Г.Г. Мясоедова «Чтение положения 19 февраля 1861 года», которая особенно впечатлила саратовцев в октябре 1874 года, когда передвижники впервые приехали в наш город. В памяти людей того времени события отмены крепостного права в России были еще свежи, и обостренный интерес к их живописному воссозданию вполне понятен. Именно эта картина, как и «Заключенный» Н.А. Ярошенко, – прямое свидетельство оппозиционных настроений передвижников.

Из Третьяковской галереи пришли масштабные пейзажные полотна: эпический пейзаж А.И. Куинджи «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Папоротники в лесу. Сиверская», «Вечер» и «Летний день» И.И. Шишкина, «Ранний снег» Е.Е. Волкова, «К весне» С.И. Святославского. Дополненные шишкинским полотном «У берегов Финского залива» и картиной Г.Г. Мясоедова «Зреющие нивы» из собрания Русского музея, они дают хорошее представление о реалистическом пейзаже той поры. Лирические мотивы звучат в «Ранней весне» А.К. Саврасова, «Первой зелени» И.С. Остроухова, пейзажно-жанровой композиции А.С. Степанова «Лоси».

Особый интерес вызывает эскиз знаменитой картины И.И. Левитана «Над вечным покоем». В нем мастер еще не преодолел окончательно иллюзорную достоверность передачи видимого, не пришел к той степени обобщения и композиционной остроты, которые придали окончательному варианту поистине философское звучание – воплощение тревожных раздумий замечательного живописца о бренности человеческого бытия, суровой и нетленной красоте окружающей природы.

На выставке неплохо представлены небольшие типажные и жанрово-бытовые картины: «Алексеич» К.Е. Маковского. «Пасечник» И.Н. Крамского, «Жестокие романсы» И.М. Прянишникова, «Семейные расчеты» Н.В. Неврева, «Будущий кормилец» В.М. Максимова, «Больная» В.Д. Поленова, «Посещение бедных» В.Е. Маковского, «Арест пропагандиста» И.Е. Репина, «К сыну» К.В. Лебедева, «У больного учителя» Н.П. Богданова-Бельского и ряда других. Экспонируются эскизы прославленных исторических композиций и этюды к ним. Небольшой эскиз картины В.Д. Поленова «Христос и грешница» или сравнительно ранний эскиз «Боярыни Морозовой» В.И. Сурикова. Его типажные этюды к ней показывают, каким незаурядным колористом был этот исторический живописец и как упорно он искал убедительный облик и самой героини, и боярышень, окружающих сани опальной боярыни.

Становление реализма в жанровой и исторической живописи стимулировало развитие психологизма в живописи портретной. Наиболее значительными портретистами раннего этапа передвижничества были Перов в Москве и Крамской в Петербурге. Перовский портрет пианиста Н.Г. Рубинштейна не принадлежит к числу его высших достижений в этом жанре. А вот его типажный портрет киргиза-каторжника из Русского музея отмечен обостренной остротой видения, мастерским соединением образного обобщения с персональным своеобразием в облике модели. «Портрет художника И.Е. Репина» кисти Крамского – достаточно характерная для мастера работа в этом жанре, отмеченная пониманием духовно-душевных свойств модели и ее состояния в момент позирования. Этюд самого Репина, изобразившего Льва Толстого, отдыхающего лежа с книгой в руках под деревом, – это скорее пейзажно-жанровая композиция, свидетельствующая как об особой близости художника великому писателю, так и об усвоении им принципов пленэрной живописи. И все это можно увидеть в Саратове, посетив эту любопытную выставку.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №47 (447)
Автор статьи:  Ефим ВОДОНОС, фото предоставлены Саратовским государственным художественным музеем им. А.Н. Радищева (www.radmuseumart.ru)
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: