Яндекс.Метрика

Саратовский Курдистан

Саратовский Курдистан

Что рядовой россиянин знает о курдах? Если не брать в расчет крайне узкую группу исследователей-историков, востоковедов и этнографов, до середины 1990-х годов в нашей стране о них практически никакой информации не было. Разве что обрывочные сводки новостных лент, рассказывающие, как представители этого ираноязычного народа уже несколько десятилетий ведут многострадальную борьбу за образование собственного государства.

Более сведущим известно, что борьбу эту ведут партизаны Курдской рабочей партии, которая за 30 лет существования вывела проблему своего народа на общемировой уровень. Ее вождя и основателя – товарища Абдуллу Оджалана – турецкие власти приговорили к смертной казни, замененной впоследствии пожизненным заключением в тюрьме на острове Имраллы, но гордый народ Курдистана продолжает борьбу за независимость, осуществив за последние века 33 восстания. Сегодня информация о курдах стала более доступной для граждан РФ. Даже те, кого мало интересует национальный вопрос, знают о древнем ближневосточном народе гораздо больше, чем десятилетие назад. В первую очередь, потому что за последние два десятилетия все больше курдов, мигрируя от кровавых междоусобиц в местах своего исторического проживания, обосновываются в России и живут рядом с нами.

В Саратовской области курды живут уже несколько десятилетий. Но если в середине 1980-х годов число представителей этого народа можно было сосчитать по пальцам, то с начала 1990-х приток их существенно увеличился, и сегодня курдов в губернии насчитывается уже около 10 000.

– Это связано с тем, что после распада СССР на территории бывших союзных республик резко обострилась межнациональная рознь, в связи с чем курды, проживающие на территории Средней Азии и Казахстана, были вынуждены бежать от волны этнических чисток, – рассказал «НВ» председатель курдского национально-культурного центра Кероглы Мусаевич Ахмедов. – И поскольку Саратовская область находится на границе с Казахстаном, большинство курдских беженцев осело здесь. В эти времена я, проживающий на тот момент в Саратове уже несколько десятилетий, не мог бытьв стороне и решил помогать соотечественникам, создав в 1994 году наш национально-культурный центр.

Здесь необходимо немного углубиться в историю этого многострадального народа. Последние два века для курдов были столетиями борьбы за государственность, однако попытки восстаний завершались подавлениями и дальнейшим закрепощением, а уверения и обещания мировых лидеров помочь курдам с обретением независимости оборачивались обманом и дальнейшей колонизацией. Отсутствие государственности раскидало данный этнос по всему миру, но искра надежды не затухла, особенно когда в России была совершена Октябрьская революция, на знаменах которой было начертано «Мир народам!». Именно после этого исторического события, в 1923 году, у курдского народа появилась своя государственность, а именно Курдистанский уезд, позже округ (также известный как Красный Курдистан) – территория в нынешнем Азербайджане, где курды компактно проживали и ранее.

Но вследствие фатальных ошибок, допущенных сталинским руководством, большевистская линия на прогрессивное решение национального вопроса была существенно «скорректирована», и в 1930 году Курдистанский округ был упразднен, а в 1937 г. последовала депортация курдов из Азербайджана и Армении в республики Средней Азии и Казахстан. В 1944 г. туда же были выселены и курды из Грузии, депортированные вместе с турками-месхетинцами и хемшилами. С этого момента началась новая полоса в жизни курдов, многие из которых впоследствии вернулись в Закавказье, но затем все равно бежали от нагорно-карабахского конфликта, как и большинство тех, кто остался после депортаций в Казахстане и Кыргызстане. Так получилось, что и эта полоса оказалась для курдов черной, и завершилась вновь изгнанием, в результате чего существенно прибавилась численность этноса и в нашей области.

Сейчас представители курдского народа компактно проживают в Озинском, Перелюбском, Дергачевском, Ершовском, Краснокутском, Ртищевском, Аркадакском, Татищевском районах, а также в областном центре. Большинство занимается земледелием и скотоводством, часть учится в саратовских вузах. С помощью национально-культурного центра ни у кого из них не возникло проблем с укоренением в саратовской глубинке – все приехавшие от войн и насилия представители курдского народа обеспечены жильем, получили регистрацию и российское гражданство.

– В Заволжье в основном проживают беженцы из Средней Азии и Казахстана, а на правом берегу Волги – из Закавказья, – рассказывает Ахмедов. – Что касается религиозных убеждений, большинство саратовских курдов – мусульмане-сунниты и езиды.

В местах компактного проживания у курдов имеются свои культурные общины. Как рассказывает Ахмедов, у саратовских курдов очень хорошая связь с земляками во всех уголках мира, а сам Кероглы Мусаевич, помимо того, что занимает пост президента Ассоциации национально-культурных объединений Саратовской области и является членом Общественной палаты губернии, работает еще и в Верховном Совете Курдистана. Правительство в изгнании регулярно собирается на заседания в разных странах. Планируется заседание и в России…

Что касается проблем, то, по словам Ахмедова, их не так уж и много. Несколько лет назад возникли сложности с арендой помещения, которое ранее было безвозмездно предоставлено администрацией Саратова. Муниципальные чиновники предложили центру занимать площади на коммерческой основе. Однако нынче вопрос в пользу курдов практически решен при помощи вице-губернатора Бабичева и сити-менеджера Сомова.

Кстати, среди депутатов муниципальных собраний области есть представитель курдского народа в Ртищеве, где, по словам многих экспертов, в области миграционной политики сложилась благоприятная атмосфера. Наличие своего народного избранника, безусловно, идет на пользу не только самому этносу, но межнациональному партнерству и интеграции в целом.

– Наблюдающийся в последнее время рост националистических и ксенофобских настроений, резкий скачок насилия на расовой и национальной почве несут непосредственную угрозу правам и свободам россиян, – считает Ахмедов. – А Ртищевский район сегодня является примером того, как нужно жить многонациональным народам в мире и согласии. В частности, активную работув этом направлении ведет Темур Даврешян, возглавляя курдскую диаспору. К тому же он депутат Совета муниципального образования города Ртищево, что дает ему возможность глубже вникать в проблемы жизни национальных диаспор, помогать людям в решении тех или иных задач.

Как президент Ассоциации национально-культурных объединений Саратовской области, Кероглы Мусаевич болеет за права не только своего народа.

– Миграционная политика – весьма затратное дело, но окупает себя в перспективе за счет формирования новой сети активных производителей благ и услуг, – говорит он. – Значит, нужно создавать все условия для иммигрантов, чтобы они спокойно жили и работали.

Лучше не скажешь. В то время, как псевдопатриоты «радеют за Родину», устраивая расистские погромы и отравляя общество ядом ксенофобии, представители «некоренных» народов, в том числе одного из самых угнетенных в мире – курдского, искренне переживают за Саратовскую область и Россию, ставших для них новым домом, общим для всех нас – «своих» и «чужих».

Иван БРЯНЦЕВ, председатель Комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области:

– С курдским национально-культурным центром у нас сложились хорошие рабочие отношения. Поскольку представители данного этноса мигрируют в Саратовскую область, для нас важно, чтобы у них не было проблем с документами и регистрацией. Но здесь вопросов не возникает, поскольку руководитель центра Кероглы Ахмедов активно работает в этом направлении и по линии своей организации помогает землякам.

В последнее время вице-губернатор Александр Бабичев проводил немало совещаний по миграционной проблематике, где также участвуют представители курдской общины, занимая активную позицию.

Раньше у курдского центра в Саратове были проблемы с арендой помещения, однако правительство области активно помогает в решении этого вопроса. Мы считаем, что поскольку Ахмедов как руководитель национальной организации и как президент Ассоциации Национально-культурных объединений Саратовской области (АНКО) выполняет большую общественную работу, то необходимо решить эту проблему как можно скорее, оставив за центром помещение с правом безвозмездной аренды.

Вместе с рядом других лидеров национальных объединений в области Кероглы Мусаевич находится в костяке активистов, которые ведут работу не только по межкультурному и межнациональному партнёрству, но и вне своего профиля. Так, в частности, ко Дню защиты детей от имени правительства области, областного депутата Зинаиды Самсоновой и руководимой Ахмедовым НКО для детского дома в Романовке были переданы сладости и игрушки.

На фото: Собрание курдской общины. Второй слева – Кероглы Мусаевич Ахмедов


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №28 (288)
Автор статьи:  Антон ЭНВЕРОВ, фото Григория ШЛЕПНЕВА
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: