Яндекс.Метрика

Памятник рекламного наследия

Памятник рекламного наследия

Представители областного правительства и архитекторы считают, что Саратов приобретет культурный облик лишь в случае изменения законодательства.

В Саратове, городе с достаточно насыщенным историческим прошлым, сохранилось множество архитектурных памятников. Именно они, по мнению многих горожан, должны создавать впечатление об истинной ценности культурного наследия. Однако чаще всего облик памятников портят рекламные баннеры. «Вся проблема в том, что в настоящее время в городе нет системного подхода к размещению средств наружной рекламы», – заявил председатель комитета по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму области Степан Парфенов на прошедшей недавно пресс-конференции. По его словам, размещение вывесок на исторических объектах в обязательном порядке должно согласовываться с комитетом, однако чаще всего это требование просто игнорируется. «Реклама ни в коем случае не должна перекрывать окна и фасад зданий, – продолжил Парфенов. – Кроме того, недопустимо размещать ее на архитектурных элементах – колоннах, пилястрах, балконах. Многие вывески, кстати, не только портят вид архитектурных сооружений, но и разрушают сами здания – это происходит из-за недостаточной проветриваемости стен». Но, как заметил глава ведомства, речь не идет о том, что реклама Саратову вообще не нужна: «Она просто не должна мешать визуальному восприятию города и создавать впечатление одного большого магазина». Как выяснилось, в действующем законодательстве не прописан регламент относительно того, какой именно должна быть рекламная вывеска.

В настоящее время городским комитетом по архитектуре и градостроительству разрабатывается план (по развитию Саратова), в котором будут прописаны ограничения по размещению рекламных конструкций в исторической части города. Об этом сообщил Даниил Лосин, представитель ведомства. Соответствующие поправки, по словам специалиста, утвердят к лету нынешнего года. Планируется, что ограничения будут касаться внешнего вида рекламы, ее габаритов, а также мест установки. Лосин также заострил внимание на том, что реклама, расположенная рядом с историческим памятником, не должна «перетягивать» внимание от объекта культурного наследия. Размещение рекламных щитов в других районах города, по утверждению представителя городского комитета по архитектуре, тоже будет контролироваться. Лосин также признал, что работникам горадминистрации бороться с действиями бизнесменов-нарушителей крайне тяжело – проблема в том, что не все памятники принадлежат муниципалитету. «Большинство исторических зданий оформлено в частную собственность, а она – неприкосновенна, – заметил специалист из администрации Саратова. – Но мы будем делать все возможное, чтобы у города был достойный облик».

В других районах нашей губернии, по словам Степана Парфенова, ситуация куда лучше, чем в областном центре. «Взять, к примеру, Балаково. Там вывесок на памятниках в несколько раз меньше, – пояснил он. – Скорее всего, это связано с меньшей рекламной нагрузкой».

Как выяснилось, многими вопросами по проблемам размещения и демонтажа рекламных конструкций комитет должен заниматься совместно с администрацией города, так как полномочия по выдаче разрешения на размещение вывесок на объектах культурного наследия, а также их демонтаж – это полномочия органа местного самоуправления.

Благодаря вмешательству комитета по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму многие рекламные конструкции в Саратове были демонтированы. Например, в течение двух лет шли разбирательства относительно магазина «Меломан», что на пересечении Чапаева и Рабочей. В итоге огромную вывеску, закрывающую часть архитектурного памятника, удалось снять по решению суда.

Подобная конструкция висела и на доме № 24 по проспекту Кирова. Теперь там небольшая серая вывеска с логотипом «Связной», которая по цветовой гамме гармонирует с оттенками самого памятника. Парфенов назвал такую рекламу удачной, так как зрительно она не вытесняет культурный памятник на второй план.

Заведующий кафедрой архитектуры СГТУ Сергей Дядченко в беседе с корреспондентом «НВ» назвал Саратов одним из самых неудачных примеров в плане размещения наружной рекламы. «В центре Москвы от вывесок на исторических зданиях удалось полностью избавиться, – заметил специалист. – Так же хорошо дела обстоят в Нижнем Новгороде». По мнению эксперта, на культурных объектах вообще не должно быть абсолютно никаких рекламных вывесок – только таблички с указателями. «Практика борьбы с наружной рекламой в европейских странах полностью отличается от нашего опыта, – продолжил Дядченко. – Там другое законодательство, другое мышление. Скажем, в исторической части Парижа ни у кого и мысли не возникнет повесить рекламный баннер на архитектурном объекте». Положительные перемены в Саратове, по мнению Сергея Федоровича, возможны лишь в случае изменения закона и решения многих организационных вопросов. А законодательство и впрямь может измениться – во время пресс-конференции Сергей Парфенов заявил, что собирается выступить в областной думе с предложением о внесении поправок в закон.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №34 (434)
Автор статьи:  Денис СПРИНЧАНЭ
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: