Яндекс.Метрика

Их дело – медицина

Их дело – медицина

Государственному автономному образовательному учреждению «Балашовское медицинское училище» в этом году исполнится 82 года. Солидный возраст располагает к степенности, к неспешным размышлениям и к жизни без особых претензий. Но в учебном заведении, где никогда не смолкают голоса молодых людей, думают только о будущем.

За годы своего существования училище подготовило десятки тысяч фельдшеров, медицинских сестер, акушерок, зубных врачей. Его история неразрывно связана с историей страны. Выпускники училища доблестно исполняли свой долг в годы Великой Отечественной войны, в мирное время вместе со всей страной осваивали целину, обустраивали Север и Дальний Восток. Они наполняли своей профессиональной заботой и систему лечебных учреждений области. А между тем, летом 1930 года первый набор составил всего 90 слушателей…

Галина Сливина работает директором Балашовского медицинского училища восемь месяцев, но знает его уже много лет. До перевода в Балашов она возглавляла филиал этого учебного заведения в Аркадаке, так что здесь ей все родное и близкое: и коллеги, и студенты, и весь набор будничных забот и проблем.

– Сегодня, как структура, мы состоим из двух учебных заведений: основное в Балашове и филиал в Аркадаке, – рассказывает Галина Федоровна. – Всего у нас обучаются порядка 600 молодых людей. А готовят их к будущей профессии более 70 преподавателей. В Балашове мы выпускаем специалистов четырех направлений: медицинская сестра, фельдшер, фармацевт и акушерка. А в Аркадакском филиале только одна специальность – сестринское дело.

Время и динамично меняющиеся условия современного рынка труда, конечно же, влияют не только на программу обучения, но и на структуру специализаций. Когда-то было очень востребованным и прямо-таки процветало зубопротезное отделение. Но не было фармации. Однако за последние несколько лет, когда резко разрослась сеть аптек, стали более востребованными именно фармацевты. Современное законодательство исключает возможность работать в аптеках людям со средним медицинским образованием, как это часто бывало раньше.

– Аптеки стали отказывать при приеме на работу нашим медицинским сестрам и фельдшерам, поэтому мы начали готовить фармацевтов, – продолжает объяснять рыночную конъюнктуру директор училища. – А что касается зубных техников, то ими рынок уже перенасыщен. Мы перестали их готовить. К тому же в стоматологии теперь востребованы люди с высшим медицинским образованием.

Но и престиж училища сегодня во многом строится на специалистах с высшим образованием. Вот почему его руководитель очень заинтересована в том, чтобы преподавать в училище приходили практикующие врачи. Среди внештатных наставников, то есть совместителей, их немало, а вот в штате пока для них есть вакансии. Примечательно, что в значительной мере своей кадровый состав училище пополняет своими же выпускниками. Многие из них, получив специальное медицинское образование, продолжают учиться в Балашовском филиале Саратовского госуниверситета – например, на биофаке – а позже возвращаются в родные пенаты еще и дипломированными педагогами.

Постепенно, хотя и не теми темпами, как хотелось бы, растут и доходы наставников будущего медперсонала среднего звена. Зарплату педагогам с октября прошлого года подняли на 6 процентов, а с января – еще на 20. И хотя они все равно остаются достаточно низкими, как говорится, появился свет в конце туннеля.

Конечно, конкурс при приеме в училище сегодня уже не тот, что был раньше. Лет 5-7 назад он доходил до 4-5 человек на место. Сейчас, если на одно место претендуют два абитуриента, в комиссии очень рады. Сказывается и демографический провал, и возросшая конкуренция на рынке образования – вузы тоже лишились покоя и требуют свое. Так что самый благодатный для среднего медицинского образования контингент – это девятиклассники, которые не хотят подвергаться испытаниям ЕГЭ.

В Балашовском медучилище сохранилась система распределения выпускников. Не такая, как в советские времена, но все же по-своему эффективная. Практическое обучение проводится не только в учебных кабинетах, но и в базовых лечебно-профилактических учреждениях. Мастерство, умение общаться с пациентами, отработка манипуляций – все эти профессиональные качества постигаются на практике.

Чаще всего именно после практики будущие выпускники и привозят с собой запросы на распределение от главных врачей. Очень востребованы они, например, Саратовской областной клинической больницей.

– Мы всегда отслеживаем, – говорит Галина Сливина, – доехали они до места назначения или нет. Особенно если это специалисты на госзаказ, бюджетные студенты. В основном выпускники распределяются по Саратовской области, больше всего заказов из Заволжья. Хотя в Правобережных районах всего два училища, рынок здесь перенасыщен. В Балашове, Аркадаке, Турках, Самойловке – везде медицинские сестры есть. А вот в Заволжье они больше нужны, туда и едут работать.

Обновляется училище теперь в значительной степени за счет собственных средств. Бюджет, конечно, тоже помогает, и весьма существенно. Но автономное учреждение теперь получило возможность зарабатывать внебюджетные средства и тем самым безболезненно закрывать свои текущие потребности. На капитальный ремонт этих денег не хватит, но косметический училище себе позволить может. На свои средства оно теперь приобретает не только строительные материалы, но и оргтехнику, учебную литературу, пособия, муляжи, оборудован и компьютерный класс. Хотя уровень компьютеризации директору пока еще не нравится – здесь есть еще что сделать, считает она.

Не так давно из бюджета области на капитальный ремонт филиала в Аркадаке было выделено 3 миллиона 750 тысяч рублей. В результате там смогли полностью заменить кровлю и систему отопления, во всех помещениях появились пластиковые окна, произведен ремонт двух этажей, холла и части кабинетов. Основному училищу, в Балашове, пока досталось меньше – чуть больше миллиона. Но и на эти средства старое здание утеплилось пластиком, хотя бы на первом этаже, удалось провести и косметический ремонт в некоторых помещениях.

Мечта о… даже не капитальном, а о тотальном ремонте сегодня полностью владеет думами директора. Но того, что зарабатывает училище, пока на осуществление этих проектов не хватает. Для начала хотя бы компьютерной техники прикупить да хорошей мебели.

Тем не менее, ежедневно решая множество будничных вопросов, училище живет полноценной жизнью. Учебный процесс отлажен. Пять цикловых комиссий вырабатывают единый подход к методическому обеспечению, разрабатывается унифицированная документация, пособия и рекомендации. Большинство преподавателей имеют высшую и первую категории. С целью адаптации студентов на рынке труда, достижения высокого профессионального уровня, кроме обязательных медицинских дисциплин, здесь изучаются предметы гуманитарного цикла, а при разработке основной профессиональной образовательной программы в учебный план включаются дисциплины по выбору и дисциплины регионального компонента.

В училище работают спортивные секции, активно ведется кружковая и учебно-исследовательская работа. На базе кабинетов училища, в кружках «Оранта», «Вита», «Панацея», «Добродетели», «Эколог», «Сам себе психолог», под руководством опытных педагогов студенты решают проблемы совмещения образования и самовоспитания, пропагандируют среди своих сверстников здоровый образ жизни. И, конечно же, с большим удовольствием студенты принимают участие в профессиональных конкурсах, викторинах, конференциях и тематических вечерах, на которых обсуждаются самые разные темы – от международного положения России в предвыборный период до реализации региональных молодежных программ на круглом столе с участием руководителя балашовской ассоциации байкеров.

Так что сегодня ни у самих учащихся, ни у их педагогов нет сомнения, что в самостоятельную жизнь они войдут уверенно, хорошо и разносторонне подготовленными, а медицина станет делом их жизни.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №8 (455)
Автор статьи:  Александр ПОЛЕТАЕВ
Рубрика:  Здоровье

Возврат к списку


Материалы по теме: