Череп – всему голова
Человеческий череп во все века представлял мистический интерес для «хомо сапиенса». Об этом свидетельствуют страницы истории, на которых остались запечатлены охотники за черепами, изготовление ритуальных чаш, применение черепов в качестве магического символа или свидетельства победы над врагом... Сегодня краниологией – наукой о черепе – в нашей стране занимаются в Санкт-Петербурге и на кафедре анатомии человека Саратовского государственного медицинского университета. Последним не так давно удалось создать виртуальную трехмерную «разборную» модель самой важной части человеческого скелета, поистине революционное новшество.
Доктор медицинских наук, профессор СГМУ Александр Зайченко представил свой проект на электронной конференции «Информационно – вычислительные технологии в решении фундаментальных научных проблем и прикладных задач химии, биологии, фармацевтики, медицины». Проведя ряд исследований, Александр Зайченко, вместе со студентом 1-го курса Андреем Еремеевым, измерил разные параметры наиболее интересного отдела человеческого скелета и вычленил общую составляющую всех черепов. Благодаря этому была выстроена модель усредненного человеческого черепа.
Более семидесяти черепов взрослых людей, которые находятся в музее медицинского университета, послужили прототипами виртуальной черепной коробки, которая может вращаться в разных проекциях.
– Объемное виртуальное изображение построено с помощью точных измерений и стереопроекций, – рассказывает Александр Анатольевич. – До сих пор трехмерные модели создавались с помощью компьютерной томографии, или же установленный череп вращали, снимая его несколькими цифровыми видеокамерами. После этого его можно было точно так же вращать и на интернет-сайте, однако точной информации о положении тех или иных точек не было. Наша методика основана на измерении положения точек в пространстве.
Модель саратовского ученого хороша тем, что по ней можно установить координаты любой выбранной на человеческом черепе точки. Это очень удобно для врачей многих специальностей: пластических хирургов, нейрохирургов, стоматологов, которым нужно правильно рассчитать направление и глубину вмешательства в организм. Для пластических хирургов не так давно создана модель скуловой кости, которую можно посмотреть в разных проекциях и разрезе.
– К примеру, сейчас работа по восстановлению скулы ведется вслепую, – Александр Зайченко подробно объясняет суть научного новшества. – Врач восстанавливает эту кость быстротвердеющими пластическими массами только ориентировочно, по сходству. Наша методика позволяет использовать трехмерное изображение как заготовку, что намного облегчит работу врача и даст наилучшие результаты.
В скором времени ученые планируют построить виртуальное изображение всех костей черепа: для этого потребуется всего лишь «кликнуть» мышкой на представляющую интерес полость или кость.
Методика Александра Зайченко и Андрея Еремеева придется ко двору и студентам медицинского университета, ведь не секрет, что в последние два-три года будущие врачи испытывают нехватку черепов: почти на полсотни студентов приходится всего лишь один «настоящий» экземпляр.
Десять лет назад учебный материал для студентов – медиков брался от невостребованных и неопознанных трупов, теперь же для того, чтобы получить анатомическое пособие, нужно заполнить огромное количество различных бумаг. Как правило, преподавателям удается получить для работы один, максимум два черепа в год.
– У нас есть компьютерный класс, куда ребята смогут прийти и посмотреть виртуальную конструкцию, – комментирует ситуацию профессор Зайченко. – И одно дело, когда кость можно увидеть на настоящем черепе, и другое дело рассмотреть ее со всех сторон в трехмерном пространстве. Но, конечно, в идеале студент должен иметь возможность и подержать череп в руках, и рассмотреть его компьютерную модель.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 24 (39), 4-10 июля 2003 г.
Автор статьи: Ирина ЛИХОМАН
Рубрика: Здоровье