Лекарств хватит всем
В конце прошлой недели депутаты областной думы впали в настоящую панику: в области кончились медикаменты, больные в стационарах вынуждены покупать их за свои средства. Срочно вызвали на дознание министра здравоохранения Ларису Твердохлеб. Впрочем, слушали ее мало, в основном говорили сами. Возмущались гневно, права обделенных пациентов стационаров отстаивали горячо и страстно. Требовали разобраться, иначе… разберутся сами.
Последовавшие за событием телерепортажи на некоторых каналах создавали устойчивое впечатление: министр здравоохранения сидит на мешке с деньгами, средств на лекарства бедным больным давать не желает.
И тут нам стало не на шутку интересно – почему? Вслед за депутатами мы попытались разобраться в ситуации, и вот что выяснили.
Во-первых, незначительный дефицит средств на обеспечение лечебных учреждений медикаментами действительно обнаружился (в промежутке с июня по октябрь). Как известно, в течение года федеральное правительство дважды принимало решение (совершенно справедливое и своевременное) о повышение зарплаты бюджетникам (с 1 июня и 1 октября), в том числе и медицинским работникам. Каждый раз – на 6,5 процента. В результате расход средств на оплату труда сотрудников медучреждений области увеличился на 84 процента.
Но в бюджете многое рассчитано заранее и на отдаленную перспективу. Иными словами, непредвиденные расходы из государственной копилки должны чем-то компенсироваться. В нашем случае – повышением тарифов Фонда обязательного медицинского страхования. Что, кстати, и было сделано решением губернатора и руководства ФОМС: с 1 октября тарифы повысились на 4 процента. Этих средств вполне достаточно для компенсации повышения расходов на зарплату.
Тем не менее, в промежутке между июнем и октябрем объем средств, направляемых на закупку медикаментов, снизился по сравнению с прошлым годом на 2 процента. Заметим, что ни к какой катастрофе это привести не могло, так как на медикаменты в это же время перечислялись еще и средства программы модернизации здравоохранения – от таких направлений, как создание стандартов медицинских услуг (50 процентов) и обеспечение доступности амбулаторной помощи (не менее 30 процентов). Но тогда где и почему не хватило средств на обеспечение лекарствами больных в стационарах?
Есть такое наблюдение: у каждой проблемы – своя причина, и чаще всего причиной проблемы оказываются люди, а не атмосферные явления.
Быть может, не все знают, что ФОМС – не касса товарищеской взаимопомощи, на средства которой герой популярного советского фильма «Зигзаг удачи» приобрел счастливый лотерейный билет. Средства фонда обязательного медицинского страхования не текут рекой, их надо зарабатывать – не только количеством, но и качеством пролеченных пациентов. За некачественные услуги на вполне законных теперь основаниях ФОМС может оштрафовать любое медучреждение, работающее в системе ОМС.
Мониторинг областного минздрава позволяет выявить интересную закономерность: учреждения, где сложилась неблагополучная ситуация с медикаментами, не зарабатывали в полном объеме те средства, которые могли заработать. И прежде всего, на амбулаторно-поликлинической помощи.
Сумма «упущенной выгоды» – у кого 5 , а у кого и 11-12 миллионов рублей. Именно в тех районах, где плохо работало амбулаторно-поликлиническое звено, выявился острый дефицит специалистов. К тому же индивидуальные нагрузки на врачей оказались ниже нормативных и среднеобластных. А как известно, по нынешним законам, нет врача – нет услуги, нет средств от ФОМС.
Если в среднем оплата труда врачей по области повысилась примерно на 7 процентов и достигла 19,7 рублей, то в некоторых лечебных учреждениях этот скачок был куда более значительным – до 24-25 тысяч рублей. А по существующему положению о стимулирующих надбавках они должны быть напрямую завязаны с объемом и качеством оказания услуг, за чем довольно строго следит ФОМС.
Кстати, решение о том, сколько средств направить на зарплату коллегам, а сколько на таблетки для пациентов, теперь тоже принимают главврачи. Решение о надбавках к зарплате согласуется с профсоюзом и утверждается в коллективе. Самый поверхностный анализ ситуации показывает, что именно несбалансированная хозяйственная деятельность отдельных медицинских администраций и приводит к проблемам вроде нехватки лекарств в стационарах.
И это при том, что средства на лекарственное обеспечение в области есть! Не только есть – их даже не израсходовали своевременно. На 1 октября на счетах лечебных учреждений скопилась значительная сумма, перечисленная в рамках программы модернизации здравоохранения по направлениям «внедрение стандартов» и «обеспечение доступности амбулаторной помощи», по области – более 200 миллионов рублей.
Особенно отличился Саратов. Здесь специалисты горздрава сначала объявили общий конкурс по всем больницам. Потом обнаружились какие-то проблемы, и конкурс отменили. После этого раздали средства по всем лечебным учреждениям – дескать, решайте сами… В результате, если на 1 октября в среднем по области было израсходовано 19 процентов средств на медикаменты от перечислений по программе модернизации, то в Саратове по направлению «стандарты» – 0,6 процента, по направлению «доступность услуг» – 1,7 процента.
По данным мониторинга областного министерства здравоохранения, не закупались медикаменты в 11-ти лечебных учреждениях Саратова: МУЗ «Городская клиническая больница № 1», МУЗ «Детская инфекционная больница № 5», МУЗ «Детская инфекционная больница № 6», МУЗ «Городская детская больница № 7», МУЗ «Городская клиническая больница № 5», МУЗ «Городская клиническая больница № 2», МУЗ «Городская клиническая больница № 6», МУЗ «Городская клиническая больница № 8», МУЗ «Городская клиническая больница № 10», МУЗ «Городская клиническая больница № 12».
Недостаточное расходование средств бюджета ФОМС на медикаменты было отмечено в МУЗ «Балашовская ЦРБ» (12,4%), МУЗ «Екатериновская ЦРБ» (11,6%), МУЗ «Самойловская ЦРБ» (1,6%), МУЗ «Перинатальный центр» Энгельса (6,8%), МУЗ «Городская больница № 2» Энгельса (9,3%).
Теперь совершенно очевидно, что ситуации (вроде неожиданно обнаружившегося дефицита лекарственных средств в каком-то стационаре) происходят уж точно не от недостатка средств. Но и не от волюнтаризма министерских работников, которые сегодня в основном занимаются тем, что обеспечивают общий контроль за их расходованием. Отчего тогда? По большей части – от недостатков финансово-хозяйственной деятельности самих руководителей больниц и поликлиник, помноженных на низкую укомплектованность кадрами.
Еженедельно областной минздрав десятками рассылает письма главам муниципальных образований, призывая местную власть активнее участвовать в судьбе своих больниц и поликлиник: решать их кадровые проблемы, помогать устранять перекосы в распределении средств. Но, судя по всему, местное самоуправление еще далеко от осознания своей ответственности за то, где и как лечится население районов.
Так может, областные депутаты им в этом помогут?
Лариса Твердохлеб, министр здравоохранения области:
– С 2012 года вступают в силу важнейшие статьи 313-го федерального закона, которые, в частности, возлагают полномочия по организации медицинской помощи населению на региональный орган исполнительной власти. Этот документ регламентирует восстановление вертикали управления в здравоохранении – медицинские учреждения теперь будут напрямую подчиняться региональному минздраву.
В этом случае наше министерство сможет не только контролировать использование финансов. Мы будем иметь полный реестр медицинских услуг, реестр кадров, оборудования, зданий и сооружений. Это позволит нашим специалистам более рационально планировать силы и средства по всем направлениям, в том числе – решать кадровые вопросы, вопросы лекарственного обеспечения и эффективного использования средств.
Сегодня уже порядка 48 регионов живут по этому закону. Саратовская область выбрала более плавный режим перехода к новым условиям функционирования системы здравоохранения. Во многом это связано с позицией депутатов некоторых муниципальных образований. У них есть формальное право отказаться передавать указанные в законе функции на областной уровень. После наших обращений уже отказались это делать в Ивантеевке, Пугачеве, Балашове. Затягивают свои ответы депутаты Энгельса и Саратова. Некоторые депутаты Саратовской городской думы вообще активно протестуют против самой возможности такого решения.
Что ж, это будет их выбор, но и их ответственность за судьбу здравоохранения на территории муниципалитета. Средства по обязательному медицинскому страхованию медучреждения этих муниципальных образований будут получать в любом случае, а вот содержать их придется уже самим.
Я глубоко убеждена в том, что медициной должны заниматься профессионалы. Вот почему этот закон сегодня жизненно необходим. Не сомневаюсь, что передача муниципальных учреждений здравоохранения на областной уровень пойдет на пользу и пациентам, и отрасли в целом.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №42 (442)
Автор статьи: Алексей СЕМЕНОВ
Рубрика: Здоровье