Некопеечный штраф
За парковку под запрещающим знаком саратовскому автолюбителю приходится платить в десятки раз больше, чем положено по закону.
Ни для кого не секрет, что проблем с автодвижением на саратовских дорогах с каждым годом все больше и больше. Ситуация осложняется и тем, что в центре Саратова количество автостоянок крайне ограничено, а улицы перегружены. Потому даже ответственным водителям порой приходится припарковываться в запрещенных законом местах. Для решения проблемы городские власти совместно с представителями частных фирм пускают в ход эвакуаторную технику. Город необходимо расчищать от снежных заносов, а неверно припаркованные автомобили этому препятствуют. Потому машины-нарушители и оказываются на штрафстоянках. Процесс проходит под контролем работников ГИБДД.
К сожалению, зачастую водителям, оставившим авто под знаком запрета, отвечать приходится не только по всей строгости административного закона, но еще и раскошеливаться перед не особенно честными владельцами штрафбаз. Наша читательница Ксения как раз рассказала о таком случае. Выяснилось, что девушка оставила свою легковушку в самом центре города. Не прошло и часа, как авто исчезло. Связавшись с городской ГИБДД, владелица транспортного средства выяснила, что пропажа находится на спецстоянке Заводского района (Крымская, 23)! «Да, я признаю, что припарковалась в неположенном месте, – рассказывает Ксения. – Я нарушила и готова была заплатить штраф. Но в итоге мне пришлось расстаться с довольно солидной суммой». По словам девушки, администрация стоянки выписала ей чек на четыре тысячи рублей! И эти деньги – дань за то, что эвакуатор перевез машину с одного места на другое.
В городской ГИБДД подтвердили, что согласно законодательству первые 24 часа пребывания авто на штрафстоянке (с момента «выгрузки») владельцем не оплачиваются. «Новые времена» связались с представителями той самой стоянки, что на Крымской, 23. На вопросы о конкретных тарифах, связанных с простоем, работники «базы» отвечать отказались, однако заметили, что «доставка транспортного средства на их территорию стоит полторы тысячи рублей, но никак не четыре».
По закону же за транспортировку авто деньги брать вовсе никто права не имеет, а оплата нахождения легковушки (до 3,5 тонн) на спецстоянке после суток взимается за каждый час, стоит который 100 рублей. Об этом сообщили юристы ООО «Правовое агентство помощи автовладельцам» («ПАПА»). «Нетрудно предположить, что долгосрочное пребывание машины на частной территории – для самих штрафстоянщиков дело достаточно прибыльное, – отметили специалисты организации. – Нередко частники предлагают хозяевам авто прийти в другой день. Они мотивируют это отговорками, ссылаются на якобы выходной. Так, если машину не выдают, речь идет о незаконном ограничении прав человека». В таких случаях юристы советуют сразу же обращаться в прокуратуру. Но, как заметили в надзорном ведомстве по Саратову, жалоб к ним по таким ситуациям поступает не особенно много. Представители «ПАПА» связывают этот факт с тем, что многие автолюбители плохо знают свои права. «Чаще пострадавшие заявляют о нарушениях со стороны штрафстоянщиков после того, как выплачивают им большие суммы, – отмечают юристы правового агентства. – А после факта передачи денег доказать свою правоту и вернуть финансы куда сложнее. Так что мы советуем жаловаться сразу – в тот момент, пока средства еще не отданы». Но здесь возникает логичный вопрос – если начинаешь бегать по каким-либо инстанциям с жалобами, автомобиль продолжает простаивать на штрафбазе, соответственно, стоянка в любом случае получает прибыль из кармана водителя. По информации агентства помощи автовладельцам, на суде этот вопрос может решиться в пользу пострадавшего.
Дело в том, что в подразделении ГИБДД по тому району, откуда было эвакуировано авто, водителю выдадут копию протокола о задержании транспортного средства с пометкой, разрешающей его выдачу. При наличии этих документов на стоянке отказывать в выдаче автомобиля не имеют права. Но в случае, если все же отказывают, нужно попросить выдать письменный отказ и квитанцию, в которой будет указан перечень оказанных услуг и цены. Суд заступится за автолюбителя, если у последнего на руках будут доказательства в виде всех документов.
«Если в процессе эвакуации или хранения на штрафстоянке машина получила повреждения или пропали какие-либо вещи из салона и багажника, необходимо сразу же вызвать полицию и составить соответствующий протокол», – говорят юристы. Нужно также помнить, что перед тем как увезти машину, инспектор и водитель эвакуатора опечатывают ее двери, капот и багажник и описывают внешний вид, повреждения (если имеются) в присутствии двух понятых.
Надо заметить, многие пострадавшие от действий штрафстоянщиков чаще всего указывают на представителей ГИБДД – как на виновников. «Такая точка зрения не соответствует истине, – прокомментировала газете Елена Волотко, инспектор отделения по пропаганде ОГИБДД Управления МВД России по Саратову. – Мы не имеем никакого отношения к фирмам, занимающимся перевозом автомобилей с помощью эвакуаторов и содержанием штрафстоянок. Задача дорожной полиции – обнаружив нарушение, выписать квитанцию об оплате и вызвать эвакуационную технику. Последнее действие совершается, если владельца машины нам не удается найти». Сумма штрафа, по словам Волотко, составляет 300 рублей, а за те деньги, которые запрашивают на спецстоянках, дорожная полиция ответственности не несет. Чтобы решить проблему, работники автоинспекции выступают с инициативой создания в городе муниципальных штрафных стоянок.
Кстати, в саратовских СМИ сегодня мелькает информация о том, что господа из эвакуирующих фирм часто превышают свои полномочия, увозя машины в присутствии их владельцев. Законно ли это? На этот вопрос ответила Елена Волотко. По ее словам, увозить автомобиль с незаконного места парковки можно лишь в том случае, если рядом нет хозяина. «Я сама была свидетелем подобной истории, – рассказывает она. – Мы проводили операцию «Брошенный транспорт». Все было как обычно: хозяина найти не удавалось, поэтому стали грузить машину. Однако владелец вскоре объявился. Транспортное средство тут же спустили на землю и вручили нарушителю квитанцию о штрафе».
Что же делать, если ваш автомобиль увез эвакуатор? Сотрудники ГИБДД в первую очередь советуют звонить по телефону 02. Оператору дежурной части необходимо указать точное место, с которого исчезло транспортное средство, а также его цвет и государственный номер. Далее выяснится, была ли машина угнана или же эвакуирована. В случае второго варианта вам сообщат конкретный адрес штрафстоянки, куда автомобиль отправили. Как отметила инспектор отделения по пропаганде Саратовского ОГИБДД Елена Волотко, с большей долей вероятности пропажа будет найдена на одной из двух спецстоянок. О первой уже было упомянуто выше – Крымская, 23, что в Заводском районе (тел. 32-31-45). Другая находится в Ленинском – на улице Шехурдина, под мостом на 3-й Дачной (тел.: 46-64-97, 75-34-44).
Наверное, в непростой дорожной ситуации, что сложилась в нашем городе, главная ответственность лежит на плечах самих автолюбителей. Паркуясь в законном месте, водитель не только избавляется от лишних проблем, касающихся возвращения машины со штрафстоянки, но и делает общее городское автодвижение чуть свободнее. К тому же, технике легче расчищать город от снежных заносов. К сожалению, многим водителям следовать букве закона удается не всегда – по объективным причинам.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №4 (451)
Автор статьи: Денис СПРИНЧАНЭ
Рубрика: Автоклуб «НВ»