Единая и неделимая
Основанием для этого является Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании» № 326 от 29.11.2010 г. За органами местного самоуправления закон оставляет лишь полномочия «по созданию условий для оказания медицинской помощи населению». Всем остальным должна будет заниматься область.
Поделимся суверенитетом
В принципе мотивы такого решения очевидны – как это уже случалось и раньше, поначалу суверенитета взяли несколько больше, чем смогли переварить. В результате качество медицинских услуг в разных районах оказалось настолько пестрым, что выровнять все это теперь можно только с помощью централизации управления.
Правительство области поручило своему минздраву до 1 апреля разработать план мероприятий по реализации федерального закона. План был разработан. Как и график передачи муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Саратовской области. И все – на основании предложений от самих муниципальных образований. Не предоставила их только администрация Саратова, у которой теперь, кажется, на все есть свое особое мнение.
В настоящее время уже полностью оформлены объекты в 22 районах; находятся в стадии оформления – в 16 районах; земельные участки полностью оформлены в 11 районах (в стадии оформления – в 27 районах).
По оперативной информации от муниципальных образований, к середине февраля муниципальные собрания 14 районов – Советского, Федоровского, Ровенского, Ивантеевского, Духовницкого, Краснопартизанского, Романовского, Лысогорского, Ртищевского, Турковского, Балтайского, Воскресенского, Балаковского, Саратовского – уже приняли решения о передаче своих медучреждений.
Особняком опять-таки стоит Саратов. По неким своим, до конца не высказанным причинам муниципальная власть областного центра считает передачу учреждений в 2012 году преждевременной (и это несмотря на то, что почти в 80 регионах страны полномочия уже давно переданы на областной уровень). Между тем в самом Саратове из 132 объектов местного здравоохранения в 19-ти не оформлено право муниципальной собственности, в 14-ти не оформлены правоустанавливающие документы на земельные участки. Среди лечебно-профилактических учреждений Саратова, не имеющих документов на земельные участки, 60 располагаются в жилых зданиях.
В целом же, с учетом учреждений Саратова, в 2012 году необходимо будет передать на областной уровень 1249 объектов. Работа предстоит огромная, сопряжена она с массой трудностей. Но принять участие в ней придется всем, независимо от мнения о собственной «самостийности» – федеральный закон обязывает.
На настоящее время к передаче объектов в полном объеме готовы четыре муниципальных района: Балаковский, Балтайский, Лысогорский и Турковский. Сильно тормозят подготовку к этой процедуре в Аткарском, Балашовском и Питерском районах.
С тем, чтобы ни у кого не возникало иллюзий о возможности саботировать эту работу, несколько дней назад на заседании рабочей группы в правительстве области было принято решение провести передачу муниципальных учреждений здравоохранения в два этапа: с 1 мая – в четырех вышеперечисленных районах (14 учреждений); с 1 октября – все остальные 36 районов, в том числе город Саратов.
Таким образом, до конца года будет полностью осуществлена передача муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность. Это станет важным шагом в формировании единой региональной системы здравоохранения.
Закон – не дышло
Теперь еще раз о том, зачем все это нужно сделать. Проблемы местного здравоохранения, о которых много говорилось и писалось летом и осенью прошлого года, не сугубо «саратовские». Иначе не принимались бы по этому поводу столь существенные поправки в российское законодательство. Централизация сил и средств, направляемых сегодня на развитие медицины, поможет сделать управление эффективным и более экономичным.
Вот конкретный пример. Сейчас в муниципальных районах области работают четыре органа управления здравоохранением: в Саратове, Балакове, Вольске и Энгельсе. Штатная численность этих учреждений – 79 единиц. После объединения медицинских учреждений на областном уровне министерство здравоохранения предлагает создать еще два территориальных органа управления – в Балашове и Аткарске. Но число штатных сотрудников всех шести управлений станет на 12 единиц меньше, чем раньше в четырех!
Целая серия проверок, проведенных недавно по запросу регионального правительства областной прокуратурой, выявила многочисленные системные нарушения закона об обязательном медицинском страховании.
В Балашовской ЦРБ были обнаружены факты внесения в реестр посещений пациентов с уже зарегистрированным летальным исходом. Есть здесь и случаи одновременного лечения пациентов в разных ЛПУ.
В Вольской ЦРБ также выявлены факты предоставления документов на оплату медицинской помощи, оказанной пациентам после зарегистрированной даты смерти, случаи одновременного лечения в разных ЛПУ или посещений в выходные и праздничные дни. Главный врач и 22 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. В той же больнице граждане, находившиеся на стационарном лечении, действительно в отдельных случаях приобретали лекарственные средства за свой счет. Было установлено, что должностным лицам управления здравоохранения местной администрации было хорошо известно о недостатке денежных средств в больнице. Однако с их стороны никаких мер предпринято не было.
В Ершовской ЦРБ в 679 случаях без каких-либо уважительных причин не была предоставлена медицинская документация для проведения экспертного контроля, при этом допущено 486 случаев оказания помощи одному пациенту одновременно в нескольких ЛПУ. Всего только за восемь месяцев 2011 года в этой больнице было выявлено 1980 нарушений.
В Марксовской ЦРБ также допускался необоснованный учет сведений об оказании медицинской помощи гражданам с ранее зарегистрированной датой смерти (43 случая за 2011 год). Недостоверные данные об оказании медицинской помощи, в том числе умершим гражданам, предоставлялись и руководством Екатериновской ЦРБ.
В Хвалынской ЦРБ выявлены случаи предоставления к оплате посещений во время лечения врача в стационаре. В течение 2011 года к оплате в страховые медицинские компании Саратова было представлено 157840 посещений. По данным ТФОМС, в 690 случаях они происходили во время нахождения врача на больничном листе. Уже в январе этого года в деятельности аптеки этой ЦРБ были выявлены нарушения постановления правительства области о предельных оптовых и розничных надбавках на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
Системные нарушения законодательства о страховой медицине дали повод прокурорам внести два представления в адрес главного врача ЦРБ Аркадакского района, и одно – в адрес главы районной администрации. Перед главой поставлен вопрос о привлечении главного врача ЦРБ и ряда должностных лиц администрации к строгой дисциплинарной ответственности. Кроме того, в отношении главного врача ЦРБ возбуждено три дела о правонарушениях при проведении конкурсных процедур.
Этот список можно продолжить, но в любом случае становится очевидным, что только единая система здравоохранения позволит сегодня в полной мере исполнять закон о здравоохранении, о медицинском страховании, налаживать одноканальное финансирование, формировать полный тариф на услуги, создавать автономные некоммерческие организации и межмуниципальные медицинские центры. И все это делать быстро, четко и без нарушений.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №8 (455)
Автор статьи: Алексей АННЕНКОВ
Рубрика: Здоровье